Взгляд на историю

Известно, что во времена правления Василия Ивановича IV евреев держали в плохом положении, главным образом из-за ереси. Хотя есть доказательства того, что литовские еврейские купцы осуществляли торговлю с Москвой и Смоленском и посещали их, их сделки стали возможными только в результате слабого исполнения ограничительных правил в отношении евреев; специальный посол великого князя в Риме Дмитрий Герасимов, миссия которого состояла в создании союза между греко-православной и Римско-Католической Церквами, заметил историку Паоло Джовио: мы ненавидим евреев и не позволяем им въезжать в Россию. Помимо дикого инстинкта царя, от которого страдали все его подданные, он давал евреям свой религиозный фанатизм и ненависть, которые были усилены враждебным отношением Католической Церкви к евреям Западной Европы. В своем завоевании Полоцк Иван IV приказал, чтобы все евреи, которые должны отказаться принять христианство, были утоплены в Дюне. В период тридцати лет, который вмешался между смертью Ивана IV а присоединение первого Романова евреи были более или менее тесно связаны с политическими событиями в истории Московского царства. Так говорится о евреях среди последователей узурпатора Гришки Отрепьева. Существует даже традиция, что он сам был еврейского происхождения. Русский летописец, описывающий времена первого псевдо -Димитрия утверждает, что Московское царство было захвачено иностранными еретиками, литовцами, поляками и евреями до такой степени, что почти не было видно ни одного родного россиянина. В правление первого Романова Михаила Феодоровича некоторые законодательные акты ставили евреев на равенство с литовцами, немцами, татарами и черкесами, при этом все национальности обращались в духе терпимости. В сообщении правителю Великой Перми, царь приказал освободить некоторых литовских пленных (немцев, евреев, татар и черкесов), которым было разрешено вернуться на родину или остаться в России, как они могли бы решить. Четыре года спустя царь в своем поздравительном послании к королю Польши продемонстрировал изменившееся отношение к евреям. Он поручил своим представителям в польском суде предложить, чтобы польским купцам было запрещено ввозить в Россию определенные товары, и чтобы евреям вообще было запрещено въезжать в Россию. Это отношение, несомненно, было вдохновлено чисто религиозными мотивами; и послание царя указывает на то, что, несмотря на преследование евреев в России, они все еще въезжали в страну для целей торговли. В целом вполне очевидно, что правительство Михаила не проводило какой-либо фиксированной политики в отношении евреев и что приказы и указы часто издавались в качестве особых случаев. В Кодексе 1649 года, при преемнике Михаила Алексии (Алексее) Михайловиче, более четко определялось отношение правительства к евреям. Этот кодекс не содержит общих прямых ограничений прав евреев, проживавших в России, и в исключительных случаях такие ограничения касаются только религиозных и иностранных евреев. Этот документ является убедительным доказательством того, что прежние ограничения в отношении евреев были вызваны религиозной нетерпимостью и что выражение такой нетерпимости было официально исключено в письменном кодексе. Из указов, изданных впоследствии к кодексу, можно сделать вывод, что евреи имели доступ во все города России, включая Москву. В соответствии с первым из этих указов, указом от 30 июля 1654 года, было принято решение о создании пунктов, с тем чтобы все лица, направляющиеся в Москву, могли быть осмотрены: и все те лица, которые должны быть из Мстиславля и других приграничных городов, литовцев, католиков, нонконформистов, евреев, татар и различных народов, будут допущены в Москву. Этот закон, позже инкорпорированный в правовой кодекс, показывает, что евреи не были выделены из других народов и что они подчинялись общим законам. В особых случаях, однако, были изданы неблагоприятные для них указы, как, например, в случае высылки евреев из Могилева в 1654 году. Указывая на перевод литовцев и евреев из Калуги в Нижний Новгород, указом от 7 марта 1655 года обеспечивала их надлежащую защиту и выплату им либерального пособия на путевые расходы. Кроме того, согласно договору Андрусова (1667 г.), заключенному между Россией и Польшей на тринадцать лет и шесть месяцев, при условии, что всем евреям, которые этого желали и которые не стали обращенными в христианство, царь должен позволить вернуться на польскую территорию, забрав с собой своих жен, детей и имущество, и что тем, кто предпочел остаться в России, должно быть предоставлено необходимое разрешение. Украинский писатель Иоанник Голятовский, в своем творчестве, атаковал евреев с намерением предубеждать царя против них. Костомаров, комментируя этот факт, утверждает, что, несмотря на нежелание великих русских впускать евреев в свою страну, последние нашли свой путь в Москву, обычно скрывая свою расовую и религиозную принадлежность. Здесь следует отметить, что в то время в Москве в монастырях находилось значительное число крещеных евреев, особенно в Воскресенском монастыре, в отношении которых архиепископ Никон писал Алексею с жалобой на то, что они вновь начали исповедовать свою старую еврейскую религию и деморализовать молодых монахов. Это видно из фактов, представленных здесь и в статьях Алексея Михайловича , что в это время евреи Москвы увеличились как по численности, так и по влиянию. Сын и преемник Алексея, Федор Алексеевич, предусмотренный в его договоре с королем Польши Иоанном, что все польские купцы, за исключением еврейской веры, должны быть допущены к посещению Москвы.
При Петре Великом.
Доступные до сих пор российские документы не позволяют сделать однозначный вывод относительно отношения Петра Великого к его еврейским подданным. Указывает русский историк Соловьев, который сам был не без предубеждений по отношению к евреям что, когда Петр приглашал в Россию талантливых иностранцев, он неизменно освобождал евреев. Однако документальные доказательства этого утверждения не представлены. Указ Петра от 16 апреля 1702 года, который цитирует Солевьев, не содержит упоминаний о евреях; и утверждение историка, очевидно, основано на анекдоте Нартова, касающемся Петра в Голландии. Когда евреи Амстердама через своего старого друга Витсена подали прошение о допуске своих корелигионистов в Россию, Питер, как сообщается, ответил: "время еще не пришло для Союза евреев и русских. Нартов также цитирует Петра как утверждающего, что он скорее будет называть Россию магометанами или язычниками, чем евреями, которые являются "обманщиками и обманщиками". Нартов добавляет, что Петр высказался еврейской делегации, ходатайствующей о праве на торговлю в Великой России: вы представляете, что евреи настолько проницательны, что могут получить преимущество над христианами купцами; но уверяю вас, что мой народ хитрее даже евреев и не позволит себя обманывать. С другой стороны, выбор барона Шафирова, крещеного еврея, в качестве канцлера империи, и проявленное к нему доверие, а также продвижение Петра, предположительно сына португальского еврейского парикмахера, свидетельствуют о том, что у царя лично не было предрассудков, и что он отговаривал суеверия в греко-православной церкви. Тем не менее он счел целесообразным оставить без изменений религиозное законодательство, сформулированное его отцом Алексеем, которое содержало множество ограничений прав нехристианских подданных императора. В документе булавки, правительства, говорится:
". . . Наши дети, которые еще не родились, должны сказать грядущим поколениям, что наш первый избавитель никогда не покинет нас. И если бы все люди писали, они не могли бы записать все чудеса, которые были дарованы нам до сих пор. Уже сейчас, в четверг, здесь появился Кесарь, названный царем Москвы, по имени Петр Алексеевич-пусть его слава станет великой!- со всеми его силами, великой и многочисленной армией; и разбойники и убийцы из его народа напали на нас без его ведома, и кровь почти пролилась. И если бы Бог, наш учитель, не вдохновил царя лично прийти в нашу синагогу, кровь, конечно, потекла бы. Только с божьей помощью царь спас нас и мстил нам, и велел, чтобы тринадцать из тех людей были немедленно повешены, и снова был мир."
Однако этот инцидент не обязательно показывает, что Петр был непоколебимым другом евреев. Активные меры против евреев, особенно тех, кто живет в Украине, были открыты преемником Петра, Екатериной I. 25 марта 1727 года императрица издала указ о запрете на предоставление в аренду постоялых дворов и таможенных пошлин евреям в Смоленске и постановлении о депортации за пределы границы Баруха Лейбов и тех, кто связан с ним. 7 мая того же года был издан очередной указ о выдворении евреев из России: "Евреи, как мужчины, так и женщины, которые живут в Украине и других городах России, должны быть немедленно депортированы за пределы границы, и отныне не должны допускаться в Россию ни при каких обстоятельствах. Необходимые меры по предотвращению этого должны приниматься во всех местах. При снятии указанных евреев следует позаботиться о том, чтобы не допустить их выноса из России золотых дукатов или каких-либо аналогичных российских монет. Если они находятся в их распоряжении, их следует обменять на медь." При подписании этого указа Екатерина, видимо, была вызвана чисто религиозными мотивами. На нее оказали сильное влияние ее религиозные советники, в частности, Феофан Прокопович, старейшина Священного Синода. Прокопович также обеспечил сотрудничество Меншикова, который, возможно, был спровоцирован на евреев своей ссорой с Шафировым. Именно Меньшиков запретил в Малой России избрание евреев на пост генерала или военных старейшин. Вскоре украинцы обнаружили, что удаление из их числа еврейских купцов привело к большим экономическим травмам страны и их гетман подал прошение в Сенат об отмене этого радикального закона. При Петре II строгие меры против евреев сначала были несколько расслаблены. К концу правления Анны еврейские религиозные влияния стали более очевидными. Именно в ее царствование на костре (15 июля 1738 г.) был сожжен вышеупомянутый Барух Лейбов и капитан ВМФ Возницын, первый-за прозелитизм, второй-за отступничество. Указом от 22 июля 1739 г. Анна распорядилась о выдворении евреев из Малороссии и авг. В том же году она издала еще один указ, запрещающий евреям владеть или сдавать в аренду гостиницы или другое имущество на этой территории. Именно в ее царствование и в последующее царствование Елизаветы Петровны евреи Литвы и Украины страдали от бесчинств Гайдамаков . Елизавета (1741-1762), дочь Петра I, особенно сурова в применении антиеврейского законодательства. В своем указе об изгнании евреев из Малой Руси она заявила, что от ненавистников Христа-Спасителя нельзя ожидать никакого другого плода, кроме крайней травмы наших верных подданных. Когда Сенат, призванный малороссийскими казаками и рижскими купцами, решил рекомендовать императрице более либеральное отношение к евреям, учитывая большие потери, которые иначе привели бы к двум странам и к императорской казне, Елизавета написала на полях доклада: я не получу никакой выгоды от врагов Христа. Обнаружив, что ее суд врач Санчес будучи приверженцем иудейского вероисповедания, Елизавета, несмотря на почтение, в котором он содержался, приказала ему уйти в отставку из Академии наук и отказаться от своей судебной практики. Математик Леонард Эйлер, который также был членом Академии наук, писал из Берлина: я сильно сомневаюсь, могут ли такие странные процедуры добавить к славе Академии наук. Однако следует добавить, что фанатичная императрица преследовала и мусульман. В 1743 году она уничтожила 418 из 536 мечетей в Казанском правительстве.

';