Древний образец колонизации и торговли в Черном море продолжался через византийский период и в Средние века. Многие ученые отодвинули Черное море на периферию византийского мира, но исторические источники противоречат этой точке зрения. Экономическое значение Черного моря резко возросло раннесредневековый период в результате арабского нашествия на восточное Средиземноморье в седьмом веке. Чтобы избежать опасностей пиратства и войны в Средиземноморье, прибыльная торговля между Европой и Ближним Востоком был перенаправлен через Черное море и сухопутные и речные торговые пути Восточной Европы. Огромное богатство порожденное этой коммерцией привлекло внимание пришельцев в Черноморский регион-скандинавских купцов-наемников. Коммерческие интересы этих торговцев-наемников были неотъемлемой частью раннего развития государства Русь. Византийские, русские и арабские источники документируют обширную коммерческую и военную деятельность Руси по всему Северному Причерноморью. Конкуренция за доступ к коммерческому богатству Черного Моря быстро привело Русь и византийцев в конфликт. Несколько морских атак были начаты через Черное море против Константинополя. По существу коммерческая природа этого соперничества, о чем свидетельствуют торговые договоры, заключившие эти коллизии, независимо от успеха или неудачи.
Лидеры России хорошо понимали важность Черного моря для экономического благосостояния своего государства. Находясь довольно далеко от Черного моря, Киев вознесся к главенству среди русских княжеств через прочные связи с черноморской торговлей. Князь Святослав даже попытался перенести свою столицу на Черное море, в устье Дуная, чтобы улучшить коммерческое положение своего государства.
В то время как ранние русско-византийские отношения носили, по сути, военный и коммерческий характер, в конце концов, она также расширилась и в культурную сферу, что нашло отражение в византийском влиянии на русскую архитектуру а также обращение Руси в христианство в 988 году. Эти связи обеспечили непрерывные торговые отношения между двумя государствами до падения Киева в середине 13 века.
Как в древности, оживленная торговля Средиземноморья и Черного моря продолжались в Средние века, о чем свидетельствуют находки грузовых амфор в Крым. Кроме того, амфоры и товары местного производства отгружались за границу из Крыма. Раскопки византийского торгового корабля 9 века у юго-западного побережья Турции, под руководством профессора Техасского университета, выявили груз более 1000 винных амфор, чьи ближайшие образцы были изготовлены в Крыму. Несмотря на распад государства Руси и на угасание влияния Византии в Черном Море в 13 веке, Черное море осталось центром морской торговли. Итальянские купцы, в первую очередь генуэзские и венецианские торговцы, продолжили прибыльную торговлю предметов роскоши с Ближнего Востока, а также сельскохозяйственные товары и рабы из евразийской степи. Итальянские торговые центры в Крыму процветали на этой торговле и стали довольно процветающими. Например, современные источники утверждают, что генуэзская колония в Каффе в Крыму стала настолько процветающей благодаря Черноморской торговле, что она соперничала с Генуей сама по себе в богатстве. Некоторые из сотен итальянских кораблей, которые несли эту торговлю, неизменно были потеряны вдоль Крымского побережья через кораблекрушения. Потенциал для поиска хорошо сохранившегося позднесредневекового кораблекрушения в Крыму есть неплохой. Открытие такого рода было бы очень важно, поскольку есть очень мало затонувших судов из этого периода в Средиземноморье. Генуэзские купцы оставались в Крыму до последней четверти 15 века, через 20 лет после падения Константинополя. Однако уход последних европейских купцов не означал конец мореплавания в Черном море. Каффа оставалась важным центром работорговли во время татарской, а затем и османской оккупации Крыма. Украинские казаки начали несколько морских атак на османские порты по всему Черному морю в конце-16 и 17 вв.. Их нарушение Черноморской торговли было источником серьезной обеспокоенности для Османов.
В то время как греки и другие европейцы продолжали жить в Крыму на протяжении всего периода Османская оккупация, европейские торговцы больше не играли активной роли в Черноморском мореплавании. Черное море стало "Османское озеро" и знание региона среди европейцев начали угасать. Очень точные, подробные итальянские карты 13 - 15 столетия отражают глубокое знакомство с Черным морем-продуктом интенсивной морской деятельности. Напротив, карты 17 века грубо выполнены и содержат многочисленные неточности. Эти неточности оставались неизменными до 1700 года когда Корнелиус Крейс, голландец, служивший адмиралом нового российского флота в Азовском море, исправил Карты. Этот краткий обзор истории мореплавания на севере Черного моря иллюстрирует великий потенциал подводной археологии в регионе. Ветровые и текущие модели, а также расположение, делает Крым идеальным местом для поиска затонувших судов. Морские торговые пути пересекали Крым с древности. Больше чем за 2000 лет, корабли каждой конструкции плыли вдоль полуострова; многие из этих путешествий закончились катастрофически в кораблекрушении. Эти древние трагедии оставили замечательный и в значительной степени неиспользованный археологический ресурс. Основной целью данного проекта является оценка подводных археологических ресурсов южного побережья Крымского полуострова, в частности в районе между Севастополем и Феодосией. Объем проекта ограничен периодом между бронзовым веком и поздним Средневековьем. Совместное исследование этапа проекта продлился с 1 июля по 5 сентября 1997 года. В состав совместной проектной полевой группы войдут 7-10 членов, включая нескольких украинских археологов и студентов. Методология обследования в начальный сезон будет ограничена исследованием дайвинга; рассматривается вопрос об оборудовании дистанционного зондирования Земли в будущем. Большие участки побережья свободны от затопленных горных пород, что делает использование дистанционного зондирования оборудования возможным. В дополнение к общему опросу береговую линию, участники проекта будут исследовать шесть конкретных участков, как порты, так и затонувшие корабли, для дальнейшего углубленного исследования. Эти места включают в себя древний порт, районы вокруг мыса Ай-Тодор (место древнеримской крепости Чарас); и карантинная гавань (древний Херсонес). Места будут оценены для возможных раскопок; команда надеется начать раскопки наиболее значительных участков в летний сезон 1998 года. Путем объединения археологических ресурсов с известными объектами из исторических источников, этот проект направлен на развитие более широкого понимания морского культурного ландшафта южного Крыма и роли Черного моря и Крыма в экономическом и политическом развитии более крупных, соседних систем. В дополнение к подводным исследованиям, участники проекта будут пытаться найти и оценить музейные и архивные данные, относящиеся к морской истории региона, дополняющие материалы, выявленные в ходе обследования. Американская команда привносит в проект широкий спектр археологических навыков и опыта. Члены команды работали в Израиле, Турции и Соединенных Штатах, участвуя в прибрежных обследованиях, кораблекрушениях и раскопках гавани. В дополнение к полевому опыту, члены команды имеют академический подготовка в древней и средневековой истории и мореплавания, реконструкции судов и морской археологии. Все три участника прошли обучение по записи артефактов, составлению карт объектов, составлению и сохранению судов. Участники проекта окажут помощь во всех аспектах необходимые консультации и исследования любого материала, восстановленного в ходе обследования. Эта миссия включает два элемента: сохранение и образование. Привилегия археологических раскопок несет ответственность за запись и сохранение информации и материалов, которые восстанавливаются, в той мере, в какой это осуществимо. Однако этого недостаточно. Раскопки-это процесс контролируемого разрушения археологических мест. Без публикации результатов археологию нельзя отличить от поиска сокровищ. Публикация научных и популярных статей позволяют как ученым, так и широкому читателю извлечь выгоду из археологии. Образование не обязательно должно ограничиваться публикацией. Археологи Института тесно сотрудничали с Министерствами культуры и музеями и донесут результаты своей работы до международной аудитории. Аналогичным образом, тесное сотрудничество с Министерством культуры Турции в результате создало Главный музей подводной археологии Средиземноморья в Бодруме, Турция. В этом музее, посещаемом тысячами посетителей со всего мира, хранятся артефакты из нескольких раскопок кораблекрушений а также полноразмерная частичная копия Византийского торгового судна, раскопаного в Ясси-Ада, Турция. Крым, с его огромным потенциалом для подводной археологии, когда-нибудь, мы надеемся, будет домом подобного музея.

 

';