История народов
Павел I.
Трагические события в жизни Павла I, как, например, разгром и смерть от насилия отца Петра III, и последующие попытки его матери, Екатерины II лишение его права наследования произвело на него серьезное впечатление, и его правление было одним из самых темных периодов в истории России. Тем не менее, его бурное правление было благоприятным периодом для евреев, к которым отношение Павла было толерантным и доброжелательным. Об этом частично свидетельствует современное законодательство, которое состояло лишь из нескольких нормативных актов. По совету своего доверенного лица, барона Хейкинга, он предоставил привилегию гражданства евреям Курляндии и давали им и муниципальные права-очень важную уступку, так как до этого евреям Курляндии отказывали в таких привилегиях. Но еще более важным является тот факт, что Павел I выступал против изгнания евреев из городов. Таким образом он запретил их выдворение из Каменец-Подольского и из Киева. Примерно в это же время Сенат без ведома императора принял закон, призывающий еврейских купцов к двойной оплате лицензии. Что касается указа 1797 года, включенного в правовой кодекс и вводящего двойное налогообложение для евреев, то он ошибочно приписан Павлу I. Такой указ был издан при Екатерине II. в 1794 году, несмотря на то, что в силу этого евреи продолжали платить двойные налоги под Павлом, он не возобновил их. Отношение Павла к евреям и та роль, которую он сыграл в их исторической жизни, имели большее значение, чем может показаться из его законодательных мер. Об этом свидетельствуют современные официальные нормативные акты, не включенные в правовой кодекс. В 1799 году русский поэт сенатор Державин был направлен в Белую Русь для расследования жалоб еврейских жителей Шклова на его владельца генерала Зорича. Примерно в то же время один из бело-российских судов расследовал обвинение в крови евреев; и Державин, который ненавидел их как "врагов Христа", а также желал помочь Зоричу, предложил Павлу I. Чтобы показания еврейских свидетелей не были приняты до тех пор, пока евреи не докажут, что они невиновны в предъявленном им обвинении. Это предложение, если бы оно было принято, было бы катастрофическим для российских евреев, поскольку им было бы отказано в праве давать показания в ходе любого судебного процесса такого характера, и общим результатом было бы лишение еврейского населения права на гражданство. Павел I уведомил Державина о том, что, когда дело было передано в суд, нет необходимости путать его с вопросами, касающимися еврейских свидетелей. Еще более важным было решение вопроса, связанного с отношением правительства к еврейскому расколу, который касался евреев России и привел к образованию секты ОСИДИМОВ. При Павле антагонизм противоборствующих по отношению к своим противникам стал жестоким. Обе стороны начали выдвигать ложные обвинения друг против друга правительству. Почетный представитель компании "Дерасидим" Залман Борухович был арестован и доставлен в Санкт-Петербург. Согласно заявлению его оппонентов, он был виновен в активном участии в попытке травмировать правительство. Тем не менее, Залману удалось доказать свою невиновность, и в то же время поставить в выгодном свете. Он был освобожден, и были изданы приказы о том, чтобы терпеть противоборство и чтобы его приверженцы оставались неизменными. Впоследствии врагам Залмана снова удалось добиться своего заключения, но на вступление на престол Александра I. Он был освобожден, и секта вновь была объявлена достойной терпения. Эти инциденты вновь ограничили религиозный спор самими евреями и несколько уменьшили агрессивность антагонизма. Павел I. выступал против попыток христианских общин изгнать евреев из городов под властью старых польских привилегий. По его приказу спор между христианами и евреями Ковно, который продолжался многие десятилетия, был урегулирован. Он постановил, что евреям будет позволено оставаться в городе и что никакие препятствия не будут стоять на их пути в погоне за их ремеслами или ремеслами. Вслед за этим последовали другие указы, запрещающие изгнание евреев из Киева и Каменца-Подольского. После смерти Павла I христиане Ковно снова ходатайствовали о изгнании евреев, но в силу указа Павла их ходатайство не было удовлетворено. Во время его правления, и, по-видимому, в его случае, Сенат начал собирать материал для всеобъемлющего законодательства в отношении евреев. Его безвременная смерть, однако, помешала немедленной реализации его проекта, который был завершен только при Александре I. Кроме общих цензурных ограничений, которым подвергалась русская литература в царствование Павла, была установлена цензура на еврейские книги. У него был свой центр в Риге. Леон Элькан был назначен старшим цензором и получил двух помощников, все они были переданы в Генеральную комиссию по цензуре России в Риге. Павел I постоянно информировался о сообщениях цензоров о книгах осужденных и тем самым смог принять меры по укреплению законов, касающихся неугодных книг.
Александр I.
Первые годы правления Александра I. (1801-1825) были отмечены преобладанием либеральных идей и попытками либерального законодательства. Как ученик Лахарпа и поклонник Руссо, молодой монарх сначала был склонен применять свои учения к практическому управлению. Более широкий дух российского законодательства для империи в целом благоприятно сказался и на состоянии ее еврейских подданных. После публикации сенаторского указа, относительно права евреев на муниципальные должности в пределах одной трети от общего числа таких должностей, представители христианских жителей города Вильна подали заявку канцлеру империи, графу Воронцову, за отмену этого постановления, на основании его противоречия с их древними литовскими привилегиями. Подобный дух проявился и во многих других городах России. Несмотря на враждебность христианских купцов, можно сказать, что начало политической эмансипации евреев началось с вступления в силу в 1804 году. Однако административные органы либо сознательно, либо неосознанно игнорировали истинную цель этого закона и не предпринимали никаких искренних попыток содействовать решению еврейского вопроса путем улучшения экономического положения самих евреев. Целью принятия закона было, прежде всего, стимулировать распространение современного образования среди еврейских масс, ускорить их русификацию и привести их к сельскохозяйственной деятельности. К сожалению, те, кому было поручено применять эти меры, руководствовались не только мотивами гуманности и справедливости, но и стремились распространить насильственное крещение среди евреев. В результате такого отношения еврейские массы стали с подозрением относиться к правительству и его мерам, и последние не могли быть успешно осуществлены.