Одним из народов, населяющих полуостров Крым, являются караимы - "последователи Библии", которые в древности были еврейской частью верующих, исповедующей, в своих религиозных обрядах и мнениях, следовать Библии, за исключением раввинских традиций и законов. Но Караизм фактически принял большую часть раввинского иудаизма, либо откровенно, либо с большей или меньшей модификацией, в то же время он заимствовал у более ранних или более поздних еврейских общин—саддукеев, ессеев, Исавитов, Юдганей и др.- как и от мусульман. Основатель -Анан, его последователей сначала называли Ананитами, но поскольку их доктрины были более полно развиты, и она постепенно освобождалась от ананизма, они взяли название "караимы", термин, впервые используемый Бенджамином Аль-Нахавенди и в цитате в "Ефете." После смерти Анана, между 780 и 800 годами, его сын Саул, а затем его внук Иосия, сменил его на посту главы общины, но оба они были слишком незначительны в интеллектуальном плане, чтобы оставить много следов в Караизме. Но между 830 и 890 людьми большего значения появились среди караимов, которые, отличаясь между собой и создавая различные подразделения в новой общине, согласились расходиться с доктринами Анана и даже с его методами обучения. Анан был эклектичным, заимствовав различные нормы своего кодекса (большая часть которого недавно была обнаружена и опубликована А. Харкави) у раввинистического иудаизма и у еврейских общин; но он попытался основать весь этот заимствованный материал, а также правила, которые он сам разработал, на библейском тексте, прибегая с этой целью к самым любопытным этимологиям и экзегетическим правилам. Более того, его аскетические взгляды были настолько плохо приспособлены к практической жизни, что беспрепятственная Светская жизнь в согласии с Кодексом Анана была полностью невозможна. Поэтому преемники Анана поставили перед собой задачу устранить или изменить эти недостатки ананизма, обеспечив тем самым практическое существование секты. В то время как строгие Ананецы теряли все больше и больше Земли в течение девятого века в результате своего аскетизма, оставаясь лишь на некоторое время в Иерусалиме как строгие отшельники и провожающие для Сиона и в то время как в десятом веке ананизм полностью исчез, Караизм все еще существует. Эклектика Анана, которая сначала хорошо служила еретику, поскольку члены различных антирабинийских общин, по-видимому, нашли в новой ереси конгруозные идеи, вызвала через некоторое время недовольство в разных кругах. Хотя либералы не были добры к усугублению и строгим постановлениям нового Кодекса, в котором полностью отсутствовала санкция национальной традиции, этот кодекс не был достаточно строгим для ригористов в секте, и на протяжении всего девятого века и первой половины десятого были непрерывные разногласия, как это следует из подробных рассказов Аль-Вудирисани и Саадии. В некоторых караимских кругах девятого и десятого веков возник, возможно, под гностическим влиянием, антагонизм к обрядовому закону и догме традиционного иудаизма, сходный с напористым отношением к еврейскому закону, обнаруженным среди первых христианских гностических кругов (эхо которого до сих пор проявляется в нападениях христианских богословов на еврейский "легализм", хотя ни одна религия не освобождена от номизма). Этот антагонизм дошел, например, до такой степени, что день субботний и праздничные дни считались просто памятными днями во время существования еврейского государства, их соблюдение больше не было обязательным в изгнании, воскресение мертвых истолковывалось в аллегорическом и рационалистическом смысле, как освобождение Израиля от изгнания, и этот взгляд, вероятно, был заимствован из Саддуцизма; и появление Мессии, а также восстановление храма называлось эпохой прошлого Второго Храма. Строгие караимы, с другой стороны, даже запретили кому-либо выходить из дома в субботу, что-либо переносить из одной комнаты в другую, умываться, носить пальто, обувь, пояс или что-нибудь, кроме рубашки, делать кровать, переносить еду с кухни в другую квартиру и т.д. Со временем, такие как Ананиты, Исавиты, Юдганиты и Шадганиты, исчезли, а умеренная партия организовалась под именем караимов.
Караимские лидеры постепенно отказались от своих противоречий с индивидуальными законами и деталями, относящимися к культу, и обратили свое внимание на принципы, касающиеся догм и Закона Моисея в противоположность к раввинскому устному закону, явно продолжая под влиянием , особенно Мохаммеданов. Хотя Анан обычно применял раввинские правила библейской герменевтики, но даже он заимствовал у ислама, главным образом у своего современного и соратника, Абу Нумана Табита Абу Нудзанифа, основателя теологической школы ханафитов, а также из новоиспеченной в то время Мохаммеданской Равандитов, которая перенесла учение о трансмиграции душ из Индии в Багдад. Это отношение Анана было тесно связано с его личными обстоятельствами. Бенджамин Аль-Нахавенди ( c. 830-850), первый примечательный караимский учитель в период после Анана, не заимствовал непосредственно из Магометского богословия ничего, относящегося к религиозному закону, будучи, вероятно, слишком далеко от Багдада, затем центра арабской науки; он заимствовал вместо этого аллегорический метод библейского толкования иудо-Александрийской (эллинистической) школы. Этот метод был в то время известен частично благодаря еврейским работам, которые все еще сохранились в начале десятого века, и частично через греческие источники, предоставленные сирийцами, эти работы были приписаны секте Магарийы ( "пещерные обитатели", как тогда называли Эссенов). Нахавенди даже заимствовал учение Филона о Логосе. Различные мнения Анана и Нахавенди относительно закона были отмечены в других местах ( см. Бенджамин Бен Мозес Нахавенди). Перечень этих отличий можно существенно увеличить по сравнению с недавно опубликованными фрагментами кодекса Нахавенди , а также из цитат Аль-Венириссиани, аль-Башира, Абу Аль-Фараджа фурана и более поздних властей. Хотя в фрагментах Нахавенди не было обнаружено никаких уничижительных замечаний, касающихся Анана, все же очевидно, что Нахавенди молча не одобрял экстраординарную интерпретацию Ананом библейских слов и его вопиющее злоупотребление раввинскими герменевтическими правилами, хотя сам он не свободен от эксцентричности. Его отношение к Раббинизму также не является столь суровым и абсолютно напористым, как отношение к Анану. Нахавенди не показывает никаких следов искусственной оппозиции Анана Талмуду; напротив, он часто защищает талмудистов от атак Анана. Он занимает очень важную позицию в истории Караизма, и он сделал многое для консолидации новой секты. Кроме того, он был первым караимским писателем, который использовал иврит; насколько известно, он написал по крайней мере три своих произведения на иврите—"Сефер Диним", "Сефер ха-Мивот" и комментарий к бытию. Поэтому он знаменует собой новую эпоху в развитии Караизма. Одновременно с Нахавенди и несколько позже в девятом веке появились Караимские писатели и вожди, которые жестоко напали на основателя и нагнали брань по его методу. Измаил из "Акбары", в честь которого было названо подразделение, Окбариты ("Акбариты"), не колеблясь, например, назвать Анана "асининой". Этот Современник Нахавенди, который взял свое имя из "Акбары", места около Багдада, отменил несколько суровых мер Анана; и он был единственным среди караимов, кто имел склонность или симпатию к библейской критике. Он без колебаний сказал, что в традиционный текст Священного Писания вкрались ошибки и что некоторые из чтений текста самаритян и Септуагинты были предпочтительнее масоретского текста. Другие подразделения Караимской, как Машвиты и различным другим более мелким группам, которые были полностью описаны А. Харкави в его караимских исследованиях (в "Восход" 1898-1899), значительно отличались от Анана не только в отношении отдельных религиозных законов, но и в ведущих доктринах. Несколько позже и очень важный караимский писатель, Даниэль Бен Моисей Аль-Нусумиси (ближе к концу девятого века), который сначала был восторженным последователем Анана и называл его "главой мудрецов", впоследствии чувствовал себя полностью разочарованным, а затем стилизованным Ананом. О его расхождениях с Ананом подробно см. Еврей. Энсик; может быть дополнен в соответствии с недавно опубликованными фрагментами его кода. Следует отметить его склонность к рационализму в богословских вопросах.
Эти расхождения не мало способствовали подрыву авторитета Анана среди караимов, а его верных последователей, Ананийцев, толкнули к стене; поскольку их строгие наблюдения были совершенно непригодны для обычной жизни, они, наконец, были вынуждены эмигрировать в Иерусалим и принять отшельническую жизнь старых Эссенов, как провожающие для Сиона. Постепенно исчезая, они оставили поле свободным для великого нунтида Караизма в десятом и одиннадцатом веках. Представителями этой эпохи являются: Соломон Бен Иерохамова, и его ученик Абу аль-Фарадж.
Первый по имени, Абу Юсуф Аль-Саирссисани (названный неправильно более поздними авторами и даже Штайншнайдер, "Юсуф" вместо "Абу Юсуф"), написал в третьем и четвертом десятилетиях десятого века; он является уникальной фигурой в Караимской литературе из-за его исторического смысла, его всестороннего обзора развития еврейских сект и его острой, пусть даже частичной, критики своих предшественников. За историческую часть своей работы он консультировался с творчеством Дэвида ибн Мервана, где он смущен более поздним Давидом Аль-Муумаммашем) и рассказами Мохаммеданских авторов, чьи работы, однако, не были переданы. Несмотря на то, что я ' нойб редко соглашается с Ананом, который он часто защищает, и в целом стремится смягчить тяжесть правовых интерпретаций ересиарха, пошел очень далеко в отношении запрещенных браков, будучи одним из главных представителей так называемой "системы расширения".
Ал-Уэлдерсерайсани был, насколько известно, первым караимским писателем, который защищал диктаты здравого смысла и знания в религиозных вопросах; вторая часть его главной работы, "Китаб аль-анвар" (книга огней), рассматривает необходимость расследования и разума, а также определения доказательств разума и аналогичных выводов. Он принимает для Караизма без изменения взгляды. С тех пор в Караимстве царит широкий раскол между последователями научных исследований, сделавшими по образцу своего богословия на Магометанском каламе и Мотазильских учениях, и православными, не имеющими ничего общего с философией и наукой. Среди первых есть некоторые Караимские ученые Х века, упомянутые их современником арабским полигистором Али Аль-МасУди и Юсуфом аль-Башир, главным караимским философским писателем, вместе со своим учеником Абу Аль-Фараджем фураном ( примерно в середине одиннадцатого века). Среди последних значимы Караимские авторы, все трое из которых жили в середине и конце десятого века. После середины одиннадцатого века караимы не давали оригиналов в этой области, а просто переводчики с арабского языка, составители и подражатели, такие как Израиль Маграби и его ученик Яфит Ибн Сагир, и другие.
Хотя восточные Караимские авторы со времен Нахавенди писали на иврите более или менее свободно, среди них не было примечательных поэтов. Православные и аскетические воззрения более ранних караимов не поощряли светскую поэзию, проводившуюся с целью осквернения святого языка; они также не производили ничего примечательного в богослужебной поэзии, ибо, согласно Анану, за исключением коротких благословений, молитвы могли быть взяты только из Псалтири. Еще в более поздние времена они вообще либо заимствовали стихи Раввинита, либо прибегали к имитации. Единственный караимский поэт, оставивший светские стихи, Моисей Дарьи (13 в.), либо подражал, либо просто позаимствовал у дзюдо-испанских поэтов. Само собой разумеется, что полемика против Раввинизма была обязательна для каждого караимского автора в период пропаганды и распространения. Писатели, упомянутые здесь, атаковали Раббиниев во всех случаях и почти во всех своих произведениях, а также писали специальные полемические брошюры. Формулируя принципы примитивного Караизма относительно доктрины закона, лидеры в целом следовали магометанским образцам. Анан, как уже было замечено, находился под влиянием Абу Нутанифа и добавил к трем источникам исламского права-Коран, "Сунну" (традицию) и "иджму" (Соглашение всего Ислама)—четвертый источник, а именно "рая", т. е. спекуляции, или умозрительные мнения учителей права и судей, которые выводятся по аналогии из законов, происходящих из трех других источников. Анан, выступавший в принципе против Раввинизма, не мог признать традицию в качестве источника права, и он, основатель новой секты, не мог рассматривать соглашение в качестве основы для религиозного права; следовательно, он счел тем более необходимым воспользоваться аналогичными предположениями. Но он ввел две важные модификации, основанные на раввинском прецеденте, в принцип Абу Ностанифа: (1) вместо логической аналогии, главной важности с Абу Ностанифахом, Анан отдавал предпочтение словесной аналогии (раввинской "гезере Шавах") и часто даже прибегал к буквальной аналогии; (2) для религиозных законов, которые он основывал на своих предположениях, которые он пытался вывести из библейского текста: он не делал при самых принудительных интерпретациях, но последовали за раввинами, которые сделали дедукции ("асмакта") в поддержку древних традиций. Поэтому этот ересиарх считал себя оправданным, утверждая, что он взял все свои учения непосредственно из Библии. Позже, однако, когда ананизм с его оппозицией традиционному иудаизму и его искусственной системе постепенно исчезал, и Караизм был настолько хорошо установлен, что ему больше не нужно стесняться называть вещи своими правильными именами, Караимские лидеры открыто приняли мусульманские принципы, касающиеся канонов закона. Таким образом, по словам Иуды Хадасси, Сахл Бен Маарислия Уординг принял принципы, с единственной модификацией, которая вместо традиции он считал спекуляцию и аналогию авторитетными. Юсуф ибн Ну Нусинг полностью отверг домыслы, мусульманские духовные школы; Леви Ха-Леви (вероятно, чтение в Хадасси должно быть" Абу Саид", а не "Саид"), опять-таки, согласен с Абу Сносанифахом, хотя конечно, исключая традицию. Точно так же определяет три категории закона, которые согласны с категориями, исключая традицию. Тем не менее, многие магометане-ФАВ. Традиция вошла в число номоканонов, под любопытным названием "наследственное бремя, в гораздо более поздние времена, в Византийскую эпоху Караизма.

(взято из JewishEncyclopedia, 2011)

';