В течение первых веков существования Караизм был широко распространен среди евреев и мог похвастаться тем, что среди последователей родительской религии было много обращенных, собрав их в Египте, Палестине, Сирии, Вавилонии и Персии. Несколько обстоятельств способствовали ее успеху. Во-первых, сектантство было тогда широко распространено на Востоке в результате больших изменений, вызванных Исламом, и число приверженцев различных конфессий во всем калифате с нетерпением принимало любые новые отклонения. Во-вторых, провозглашение Ананом неограниченного изучения Библии как единственного источника религии было наиболее привлекательным не только для представителей антирабинийских сект, которые ни в коем случае не были выкорчеваны, но и для более либеральных элементов в рамках традиционного иудаизма, которые были недовольны застоем, проявленным в методах вавилонских академий. В-третьих, директора академий (Геоним), которые в то время были вне связи с наукой и всеми светскими вопросами, были слишком недальновидны, чтобы признать опасности, угрожающие традиционному иудаизму со стороны новой секты, и верили, что просто игнорируя его, они могут уничтожить его. Кроме того, они были неспособны участвовать в религиозной полемике со своими противниками, поскольку они были знакомы только с оружием, которое последние отказались признать, а именно с аргументами, взятыми исключительно из традиционных писаний, и не проводили критического различия между халакическими и агадическими и мистическими элементами в раввинской литературе. Поэтому ни одно из нападений на традиционный иудаизм, даже те, которые были необоснованными, не было должным образом опровергнуто, равно как и не было объяснено истинное положение дел. Неудивительно, что новая секта, наполненная рвением пропаганды, в целом одержала верх и перешла от победы к победе.
В конце девятого и в десятом веках, однако, произошло решительное изменение, ибо несколько раввинистических ученых занялись изучением библейских книг, еврейской грамматики и светской науки, как в случае с учителем Саадии Абу, и другие еврейские ученые того времени. Такие люди, как эти, которые были хорошо приспособлены, чтобы взять на себя систематическую защиту своей веры, по-видимому, занимались этой работой. Таким образом, недавно было обнаружено, что палестинский ученый Иаков б. Ефрем по имени, в начале десятого века, написал по крайней мере одну полемику на арабском языке против Караизма и от имени Раввинизма, и он, вероятно, не был единственным в этой области. Все эти еврейские ученые, однако, были затмлены Саадией, который впоследствии стал известен как директор Академии Суры. Как и во многих других отраслях Еврейской науки, он преуспел также в своей полемике против караимов, которую он начал в 915 году, вернувшись к теме снова в 926 году, а также, вероятно, позже. Благодаря своему силовому интеллекту и научным достижениям он полностью предотвратил опасность, угрожающую традиционному иудаизму, и заверил его в победе над Караимством; поэтому он был объектом нападения всех ведущих караимских писателей, даже более поздних периодов. Ученики последовали по его стопам. Один из них, писал полемические труды на иврите, а возможно и на арабском, против караимов.
С началом второй половины одиннадцатого века поле Караимской деятельности было передано из Азии в Европу Абу Аль-Фараджем фураном ученики из Испании и Византии. Караизм был введен в Испанию неким Ибн Альтарасом, который нес его в Кастилию, где его преемники, и главным образом его вдова, по-видимому, были слишком откровенны в своих нападках на Раввинизм, ибо новая ересь вскоре была подавлена двумя влиятельными иудейско-испанскими государственными деятелями-Иосифом Фариссолом и Иудой. Это единственный случай в еврейской истории, когда мирские силы вмешивались от имени Веры. Это эфемерное появление Караизма на испанской земле было плодотворным для еврейской исторической литературы, так как оно побудило философски обученного Абрахама ибн Дауда из Толедо написать, что бесценно для истории евреев в Испании. Новая секта наслаждалась более долгой жизнью в Византии. Два ученика Абу Аль-Фараджа из Константинополя, и Иаков Симон, после возвращения домой посвятивший себя переводу на иврит, свои работы на арабском языке, выполненные учителем и другие работы, добавляя к ним свои собственные и ответы на их вопросы.
Похоже, что у этих ученых в свою очередь были ученики и подражатели. Хотя переводчики были очень неумелыми, интерполируя многие арабские или греческие слова и фразы, их работа была еще важна для европейских караимов, которые не были знакомы с арабским языком. Караизм обязан этим транслатиониям оригинальным еврейским стилем-в целом приобретением сомнительной ценности-и появлением своих ведущих европейских экспонентов. Первый - автор, всеобъемлющей работы в виде комментария к Декалогу, в алфавитном порядке и в акростике, и написано, все предложения. Поскольку автор намеревался сделать это своего рода энциклопедией, он не только включил все известные ему мнения и доктрины религиозного права караимских авторов, вместе с постоянными нападками на раввинов, но и охватил всю область Караимской догматики, религиозной философии, герменевтических правил, Грамматика иврита (с неподтвержденными заимствованиями из грамматических трудов) и др.; он также включал отрывки, касающиеся естественных наук, частично сказочные, из арабских и византийских источников. Эта работа была до недавнего времени главным органом для получения информации о более ранних караимских писателей, и она имеет все еще некоторую ценность, хотя первоначальные источники большой части энциклопедии теперь доступны. Кроме того, написал несколько более мелких работ, в том числе сборник караимских религиозных законов, из которых сохранились лишь фрагменты—если только эти фрагменты не отражают все, что было сделано автором. Рубен, место рождения и обстоятельства жизни которого неизвестны, использовал в своем комментарии к Библии на иврите экзегетические произведения Яфита. Как последнее название процветало в конце одиннадцатого и начале двенадцатого века, Иаков не может написать свою книгу до двенадцатого века. Он консультировал также лексику Ибн Яна. Греческие слова, встречающиеся в его комментарии, указывают на его византийское происхождение; он часто использует современные технические термины византийских караимских переводчиков, хотя его еврейский стиль в целом более свободно и развит.
Аарон Бен Джозеф более независим в своем экзегезе, чем его предшественник, хотя в своем библейском комментарии он следует более ранним ученым, главным образом Ибн Эзре, чей стиль он пытается подражать. Он часто цитирует ранние раввинские взгляды, без полемических намерений, высмеивая его караимскую совесть изречением, что караимы должны были изучать раннюю Раввинскую литературу, поскольку большая часть их учений была основана на истинной национальной традиции (на его богословии см. Еврей Энсик. Он также высоко ценится за организацию Караимской литургии, называемой Святым Его корелигионистами в знак признания этой работы. Ничего не известно об обстоятельствах его жизни, кроме того, что он оспаривал в 1279 году в Солхате (ныне Старый Крым), тогдашней татарской столице в Крыму, с Раввинистскими евреями этого города, и что четырнадцать лет спустя, в 1293 году, он написал свой комментарий о Пятикнижии. Вероятно, он жил в Константинополе.
Аарон Бен Илия Никомидийский родился в 1300 году в Никомедии, в Малой Азии. Он сочинил свою первую работу, посвященную религии и философии, под названием в 1346 году; его вторая работа, караимский кодекс, под названием в 1354 году, комментарий к Пятикнижию, в 1362 году. Некоторые богослужебные и светские стихи, написанные им или относящиеся к нему, печатаются в караимском молитвеннике и в предисловии редактора к его произведениям. Его система религиозной философии, в которой, подражая Маймониду, он пытается опровергнуть свое, обсуждается Францем Делицхом во введении. Возвращение Аарона к Мотазилизму Юсуфа аль-Башира по караимским патриотическим причинам, в противовес иудейско-испанскому Аристотелизму, должно рассматриваться как регрессия. Его вышеназванный код был полностью вытеснен работами его преемников, это общая судьба более ранних кодификаторов.
Эл. Моисей, наследник семьи караимских раввинов, сначала учился у известного раввинского ученого Комтино , от которого он получил любовь к светской науке. В 1460 году он начал служить караимским раввином, сначала как преемник Деда и отца в родном городе Адрианополе, а затем в Константинополе, где основал своего рода караимскую академию. В своей главной работе караимский Кодекс законов он собрал все известные ему мнения караимских легалистов, пытаясь почистить и согласовать наиболее целесообразные из них. И он также стремится оправдать, посредством высказывания Нисси, приведенного выше, Караимские заимствования из Раббинизма. Эта работа, написанная в последние десятилетия XV века, оставленная автором неполной, а затем частично продолженная его зятем и учеником Афендополо, по-прежнему рассматривается караимами как окончательный и важнейший авторитет в религиозных вопросах. Илия вел обширную переписку со своими корелигионистами в Восточной Европе, и в его случае несколько молодых караимов из Литвы и Южной России были отправлены в Константинополь, чтобы получить образование. В Императорской Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге есть несколько полемических писем Башиарадьи против современных раввинистических ученых, и некоторые из них он побудил своего шурина Афендополо написать. Калеб Илия Афендополо (конец 15-го века.) жил сначала в Адрианополе, а затем в Константинополе. Автор богословских, гомилетических, математико-астрономических и полемических трактатов, богослужебных и поэтических произведений. Свое умеренное отношение к Иисусу он позаимствовал у Хадасси, который, в свою очередь, позаимствовал его у ностальгии; это отношение ранее было принято и, следуя за ним, у Анана, чтобы привлечь добрую волю мусульман, которые поклоняются Иисусу как пророку. Его поэтические произведения содержат интересные детали современной истории - в качестве ссылок в элегиях на изгнание евреев из Испании (1492) и Литвы (1495); на принудительную транспозицию евреев Адрианополя и Провато в Константинополь (1455) - и различные личные детали, относящиеся к современным караимам, караимским обычаям и обрядам и т.д.
Моисей Би. правнук вышеупомянутого Илии был человеком большой умственной деятельности, который за короткий срок жизни двадцать восемь лет (позже караимы говорят, восемнадцать лет) произвел хорошее количество произведений (о его литературной деятельности см. Еврей). В своих путешествиях по востоку, особенно Египту, он имел возможность изучать арабский язык, знакомясь с различными старыми караимскими произведениями в арабском оригинале и переводя отрывки из них на иврит. Ему удалось найти и скопировать фрагменты кода Анана, хотя это кажется не в их первоначальном виде. Он также изучал Раввинскую литературу. Эти благоприятные возможности, однако, не улучшили его историческое суждение, поскольку он также слепо принял лживые изобретения поздних караимов, а также их паразитные родословные.
византийский период. Авраам Бен Иаков, Современник Илии Башья Уотерьи, и его противник в вопросе горения свечей в пятницу вечером, и Иуда Гиббор, литургический поэт начала шестнадцатого века, также имеют некоторое значение в Караимской литературе византийского периода; как и Иуды, о брачных запретах караимов и др. Следует отметить дружеские отношения между византийскими раввинами и караимами в течение пятнадцатого и шестнадцатого веков, причем последние не редко были проинструктированы раввинскими евреями. Выше были упомянуты ученики комтино; Абрахам Бали учился в Раббините Шаббетай б. Малхиэль. Афендополо относится к Караимской церемонии (1497), по случаю посвящения пятикнижного рулона, в которой приняли участие несколько раввинов. Более умеренные взгляды на караимов, принадлежащие знаменитому раввину Константинополя, Илии Мизрано; и он не был единственным раввином, держащим такие взгляды, ибо еще в начале четырнадцатого века Шемария на Крите стремился включить караимов с еврейской нацией.
Восточные караимы быстро падали в византийский период, особенно после того, как Моисей Маймонид отправился в Египет, в то время главный престол караима на востоке. Хотя этот известный ученый был в целом терпим по отношению к караимам, позволяя, например, раввинским евреям обрезать караимских детей в субботу в соответствии с раввинским ритуалом, он все же стремился держать Караимское влияние вдали от своего собрания и отменить Караимские обычаи, которые проникли среди невежественных евреев. Влияние Маймонида на восточных караимов было настолько велико, что его кодекс ( без каких-либо уточнений) часто цитируется как полностью признанный авторитет в караимских религиозно-правовых трудах того времени. Авторитет и репутация Маймонида евреи и магометане имели угнетающее и распадающееся влияние на Восточный Караизм; несколько восточных писателей того периода часто были вынуждены заимствовать у византийских авторов тот же материал, который последний ранее заимствовал у более ранних восточных караимов. Отныне Караизм, конечно, не мог больше завоевывать позиции за счет новых приобретений; напротив, различные Караимские общины в Египте, Палестине, Сирии, Вавилонии, Персии и Северной Африке постепенно исчезли, частично обратившись в ислам—сам по себе признак внутренней слабости и интеллектуального упадка—но главным образом через аннексирование Раввинизмом. В 1313 году, когда потомок Моисея Маймонида был иудейским правителем, эстори Фардери упоминает о массовом обращении египетских караимов в Раввинизм.
Литовская Эпоха.
Третья и последняя эпоха Караизма-это литовско-русская эпоха. Еще в двенадцатом веке путешественник из Регенсбурга нашел ананитских ригористов на юге России, занятых в то время монгольскими татарами. После завоевания Таврического полуострова монголами в тринадцатом веке здесь поселились несколько восточных раввинов и караимов, а также так называемые Кримчаки. Эпиграфы в конце какого-то Пятикнижия, которые сейчас выпускаются в Петербургской Императорской Публичной библиотеке и датируются XIV веком, являются самыми ранними крымскими документами. В конце этого века литовский великий князь Витольд поселил некоторых крымских караимов вместе с пленными крымскими татарами в качестве колонистов в Литве. Часть города Троки, входящего в состав правительства Вильны, была закреплена за этими поселенцами, откуда некоторые из них впоследствии эмигрировали в другие города Литвы, в Луцк, на Волынь, затем принадлежавшую Литве, и в Галицкий орех. Эти караимы, вступая в контакт с европейскими раввинами и развивая свой литературный вкус, начали переписываться со своими византийскими корелигионистами, а в конце пятнадцатого века литовские ученики учились у Элайджи Баши.
Караимы Троки были первыми, кто достиг отличия, среди них наиболее примечательным является Исаак Авраам Троки (1533-94), ученик Зефании Троки и автор известного антихристианского (1593), которого завершил его ученик Иосиф Малиновский. Эта работа свидетельствует о том, что автор знакомится с учениями христианских церквей и сект, а Исаак обретает это знание главным образом благодаря знакомству с клириками и богословами различных христианских конфессий. Помимо этой книги, которая в латинском переводе Вагенсейла прославила имя автора, работа Исаака не имеет значения, в том числе лишь некоторые литургические гимны и сборники религиозных законов. За примером караима Троки последовали караимы в Галичине и Волыни, а также некоторые в Крыму, большинство из которых прибыли из двух бывших стран. Среди наиболее известных из них - ответил на вопросы относительно характера Караизма, адресованные ему шведским королем Карлом XII. Эти ответы, в банальном караимском стиле, будучи для великого и часть сборников. Исаак Луцкий отправился из Луцка в Крым, где сочинил свои произведения, составив библиографический реферат Караимской литературы, что примечательно как первая попытка в этом направлении, несмотря на ее многочисленные недостатки. Исаак Соломон, Караим, живущий в Чуфут-Кале в начале девятнадцатого века, написал несколько книг, в том числе работу по Караимской догматике. Иосиф Соломон Луцкий, уроженец Евпатории в третьем и четвертом десятилетиях девятнадцатого века, аннотировал работы обоих Ааронов и написал отчет об освобождении русских караимов от военной службы, а также некоторые гимны. Публикация нескольких более ранних караимских произведений, часть из которых впервые, происходит в основном благодаря ему. Все эти писатели, однако, превзошли Авраама Фирковича (1786-1874), чья литературная деятельность охватывала почти пятьдесят лет, и который призывает к более длительному уведомлению, потому что его имя тесно связано как с развитием Караимской науки, так и с одним из величайших исторических подделок. Нахождение караимских древностей в Крыму произошло следующим образом, по объективным данным: Когда император Николай I впервые посетил Крым, в 1836 году генерал-губернатор Южной Руси князь Михаил Воронцов взялся восстановить и обставить в поистине восточном стиле старый замок ханов в Бахчисарае. Он доверил необходимые покупки караимскому купцу Бобовичу, человеку по делам, имевшему деловые отношения в Константинополе. Бобович отправился в этот город и получил во время аудитории с разрешения султана, чтобы выбрать то, что ему нужно, из замков и складов султана. По возвращении в Бахчисарай, Бобович также должен был поставить замок, оставаясь даже после прибытия царя. В то время царю была представлена депутация крымских раввинских евреев (крымчаков), и, как и другие выходцы из Крыма, они подали прошение об освобождении от военной службы. Царь спросил делегатов: вы верите в Талмуд?- Да, ваше величество, мы верим в это, - ответили они. - Тогда вы должны предоставить солдат, - сказал царь. В этой связи князь Воронцов сказал Бобовичу: вы видите, Бобович, что вы, караимы, сделали очень разумное дело, освободившись от Талмуда; когда это произошло? В этой связи Бобович ответил, что караимы никогда не имели ничего общего с Талмудом, что их религия была старше Еврейской, что караимы не принимали участия в гонениях и распятии Иисуса, и сделал другие заявления, актуальные среди караимов. - Вы можете это доказать?- спросил принц. - Конечно, - ответил Бобович.
Когда впоследствии, в 1839 году, в Одессе образовалось Общество истории и древностей, Воронцов вспомнил обещание Бобовича. Тем временем Бобович был избран начальником крымских караимов и поручил своему воспитателю Фирковичу, известному как заядлый враг Раввинизма, предоставить необходимые документы, подтверждающие великий возраст Караизма, особенно в Крыму, давая ему, помимо командировочных расходов, определенную зарплату, пока он занят в этой работе. Кроме того, он предоставил Фирковичу разрешение правительства собирать все необходимые записи и исторические документы среди караимов и евреев. Вооруженный этой властью Фиркович путешествовал по Крыму и Кавказу; он брал у их владельцев любые документы, которые он считал необходимыми, разграбляя особенно раввинских Кримчаков; сфабриковал различные эпитафии (среди них Исаак Сангари и его жена) и эпиграфы в рукописях; подделывал даты документов и интерполировал имена крымских местностей и караимов во многих из них. Все это он сделал с единственной целью-представить караимов в Крыму как высокоразвитого народа, живущего там со времен ассирийского короля, в седьмом веке и доказывать, что раввинские евреи обязаны всей своей культурой караимам, особенно еврейской грамматике, пунктуации, поэзии и т.д. Экстравагантные и удивительные, как эти предполагаемые факты кажутся сегодня, они все же нашли доверие в то время в России, особенно в правительственных кругах, хотя и не по бескорыстным причинам. Были даже предприняты попытки защитить эти подделки на квазинаучных основаниях. Они проложили путь к эмансипации русских караимов, которые, по утверждениям, документально доказали, что жили в России задолго до рождения Иисуса, и поэтому не принимали участия в распятии. Этот аргумент, однако, не является оригинальным для караимов, поскольку хорошо известно, что различные старые еврейские общины в Испании и Германии выдвинули его в своей защите в Средние века. В ряде случаев русские караимы прибегали к нему ранее, конечно, подкрепляя его серебром, чтобы ускорить их отделение от раввинов в 1795 году, например, когда они были освобождены от двойного налогообложения, введенного в отношении раввинских евреев по примеру графа Зубова, и в 1828 году, когда они были освобождены от военной службы. Но в целом их рассматривали в России, как и везде, как относительно позднюю еврейскую секту, пока Фиркович, на основании своих "открытий" отрекся от всякой связи с евреями и иудаизмом, и даже от имени иврита, утверждая имя Русский Караим. Благодаря его трудам и притязаниям, которые, как было принято тогда, сопровождались значительными подарками для влиятельных лиц, в 1863 году русский Караим получил полную гражданскую свободу, что было подтверждено с особым акцентом в 1881 году известным антисемитским министром Николаем Игнатьевым.
Признание человеческих и гражданских прав последователей какой-либо конфессии не должно быть отвергнуто; тем не менее, следует глубоко сожалеть о том, что главные борцы за права русских караимов и их христианских собратьев одновременно стремились и все еще старались, чтобы отбросить слуры на иудаизм и очернить раввинских евреев, подчеркивая слабые места Раввинизма, чтобы показать предполагаемое превосходство караима в лучшую сторону. Это неподобающее отношение российского Караизма и его платных покровителей было вызвано Фирковичем. Тем не менее, следует отметить, что Фиркович, со своей промышленностью в сборе ценного материала, оказывал большие услуги не только Караимской литературе (материал, открытый им и отредактированный научно С. Пинскером и другими, отмечающий важную эпоху этой литературы), но и истории и литературе раввинских евреев и самаритян. В заключение можно отметить, что Караизм, противопоставляя и критикуя партию раввинов, оказал доброе служение последней. Караимы, по оценкам, насчитывают около 10 000 в России и около 2000 в других странах.

';