Идея колонизации евреев как земледельцев в России возникла у польского историка Чацкого и Натана Наты (Ноткин), которые, в свою очередь, вдохновили поэта Державина, которого император Павел послал в Белую Русь в 1799 году для расследования голода в этом правительстве и принятия надлежащих мер по облегчению. Чтобы проверить эгоистичные занятия евреев, Державин рекомендовал сформировать особый класс земледельцев и передать его правительствам Астрахани и Новой России, надеясь таким образом освободить Белую Русь от части ее плотного населения. 9 октября 1802 года для рассмотрения рекомендации Державина и разработки плана улучшения положения евреев была организована первая в своем роде в России специальная комиссия, организованная великодушным императором Александром I. Один еврейский делегат от каждого правительства, входящего в черту расселения, был избран для проведения переговоров с представителями правительства. В результате двухлетней работы этой комиссии постановление о евреях было санкционировано царем и обнародовано 9 декабря 1804 года. Он содержал следующие положения: 1. евреи России должны были быть сгруппированы в пять классов, а именно, агрономов, производителей, ремесленников, торговцев и мелких бургомистов. 2. сельскохозяйственным производителям было разрешено покупать и сдавать в аренду земли во всех западных и юго-западных провинциях и возделывать свои фермы самостоятельно или с помощью наемников. 3. для тех, кто не имеет средств, правительство обязалось предоставить 30 000 декиатинов земли в западных и южных правительствах. 4. Все евреи, которые хотели стать колонистами, должны были представить свидетельства о своей физической пригодности для сельскохозяйственных целей; и каждая семья должна была предоставить доказательства владения не менее 400 рублей, чтобы заплатить за землю, орудия и домашние нужды для заселения.
Первые Колонии.
В 1806 году многие еврейские семьи из правительств Витебска и Могилева на Днепре переселились в Южную Россию и основали первые семь сельскохозяйственных колоний при Правительстве Херсона. Власти, ответственные за колонизацию, были направлены на создание поселений на территориях, хорошо приспособленных для сельскохозяйственных целей. Колонии должны были быть основаны на определенных расстояниях от христианских поселений, а еврейским колонистам было отказано в праве покупки земли в христианских деревнях. Всякое занятие не по линии сельского хозяйства строго запрещалось. Колониальные власти должны были оказать евреям всю возможную помощь и защиту. К сожалению, для поселенцев чиновники отобрали территории, более приспособленные для скотоводства и сельского хозяйства в больших масштабах, чем для небольших ферм; а те колонисты, которые поселились за свой счет, остались почти без необходимых средств для приобретения инвентаря и продовольствия. Измученные долгим и изнуренным путешествием, приспособленные к климату малоразвитых южнорусских степей, многие заболели и умерли; в то время как другие продали свои имения почти за ничего и вернулись в свои старые дома или покинули страну вообще. В колониях остались только самые бедные; и это привело к несчастному существованию, напрасно надеясь на поддержку, обещанную правительством. Несмотря на эти недостатки, до 1810 года в этих колониях проживало 1690 семей. 6 апреля того же года был издан указ о прекращении перевода евреев в новую Россию, все средства, выделенные правительством, были израсходованы. В 1819 году генерал Интезов, главный суперинтендант южнорусских колоний, осмотрел еврейские поселения, и сообщил о них так благосклонно, что вопрос о продолжении еврейской колонизации обсуждался в Санкт-Петербурге. В 1823 году для целей колонизации был предоставлен кредит в размере 50 000 рублей, что позволило поселиться 443 семьям-частично в старых колониях и частично в новых поселениях. В том же году дальнейшая эмиграция в новую Россию была остановлена правительством. При добросовестном управлении генерала Интезова экономическое положение колоний улучшилось, но его строгое управление и почти военная дисциплина прогнали многих колонистов. Его план распределения свободных ферм—по которым колонисты были сгруппированы вместе, а не по семьям, но в соответствии с удобством управления—наносит ущерб развитию колоний. Второй период в истории еврейской колонизации в России начинается с указа о евреях, изданного царем Николаем I. 13 апреля 1835 года. Из этого явствует, что царь намеревался колонизировать Новороссию с евреями, которые должны были поселиться там в большом количестве. Вкратце положения указа были следующими: (1) евреям разрешалось вступать в крестьянский класс В новой Руси, не будучи вынужденными это делать. 2. сорок кандидатов имели право на создание колонии. 3. евреям было предоставлено право покупать или сдавать в аренду земли у христианских владельцев или у Короны на территориях, где евреям разрешалось жить. 4. евреи, вступившие в крестьянский класс, были освобождены от некоторых налогов и пошлин. 5. евреи, колонизирующие пятьдесят еврейских семей в своих поместьях, имели право на почетное гражданство, а те, кто колонизировал сто семей, имели право на воспитание в дворянство. 6. колонистам было предоставлено право отправлять своих детей во все государственные школы, гимназии, академии и университеты. Несмотря на эти привилегии, евреи, помня о испытаниях и страданиях, с которыми столкнулись первые колонисты, проявили лишь небольшой энтузиазм в отношении этой схемы; и царь, разочарованный полным провалом его хорошо значимого проекта, приказал создать специальную комиссию под председательством графа Канкрина, министра финансов, для расследования этого вопроса. Эта комиссия объяснила отказ к климатическим причинам, и порекомендовала плодородные территории Сибири, с их здоровым климатом, как более соответствующий для колонизации. В 1836 году царь издал приказ о присвоении 15 154 декиатин земли в правительстве Тобольска и Омска для колонизации евреями. Этот заказ имел неожиданный и замечательный результат. Энтузиазм евреев, богатых и бедных, образованных и невежественных, не знал границ. Еврейские ученые - И. Б. Левинсон, Б. Мандельштамм и другие—поддержали план правительства своими вкладами в прессу и публичными выступлениями. Почти равное сочувствие проявило христианское население всех классов.
Сибирское Предложение.
Первыми, кто стремился быть колонизированными, были 70 семей, насчитывающих 350 человек, из Митау в Курляндии, которые обращались через своих руководителей Мейера Мендельсона и Элию Митауэра за разрешением поселиться в провинции Екатеринослав. Многие другие заявители направили аналогичные запросы в сибирские провинции, в том числе 117 семей из Курляндии, 200 из поместий князя Долгорукова и 427 из Могилева. В общей сложности 990 семей направили заявления министру внутренних дел графу Блудову. В то же время министр получил сообщения от многих губернаторов, в которых указывалось на невозможность отправки евреев в Сибирь. Однако граф Канкрин оставался твердым в своем убеждении, что Сибирь является наиболее подходящей страной для еврейской колонизации; и его план был санкционирован царем 27 октября 1836 года. Канкрин приступил к своим договоренностям и со временем доложил царю, что все готово к экспедиции. К сильному разочарованию всех заинтересованных сторон, 5 января 1837 года было возвращено сообщение со следующим замечанием в почерке царя: перевод евреев в Сибирь должен быть остановлен. Как только был издан новый указ, Блудов отдал приказ всем губернаторам и генерал-губернаторам сибирских губерний захватить потенциальных колонистов, где бы они ни находились, и отправить их под соответствующей колонной в правительство Херсона. Незадолго до публикации указа в Омск прибыли 36 семей. С разрешения властей они мигрировали туда за свой счет. Им было разрешено вернуться в свои бывшие дома или поселиться в новой России.
Трудности херсонских колонистов.
Комаров был послан Блудовым в правительство Херсона для расселения 738 семей в первоначальных девяти колониях. Но только в 1840 году были переселены новые колонисты. Тогда было поселено 346 семей (1552 человека) из Курляндии и 863 семьи (6171 человек) из Литвы и других северо-западных провинций. Состояние, в котором большинство этих колонистов из Сибири и северо-западных правительств прибыли в Южную Россию, было плачевным. На дороге многие умерли, а других пришлось поместить в больницы. Курляндцы, которым суждено было стать пионерами колонизации, подверглись жестокому обращению со стороны ответственных лиц во время их путешествия по Днепру и не смогли приступить к работе до следующего года, как показано в докладе доктора Шиндлера князю Далгорукову. Майор Бенкендорф в своем послании Киселеву четко заявил, что обещания царя Курляндским евреям, как письменные, так и устные, не были выполнены. Они не нашли ни домов, ни семян, ни сельскохозяйственных орудий. Как только они добрались до места назначения, власти Херсона отправили их в старые колонии. В результате за короткое время все дома были переполнены, и тысячи людей вынуждены были разбить лагерь на открытых полях вблизи населенных пунктов. В Яновке, например, две тысячи поселенцев должны были остаться без крова, а провиант вскоре выдал. Этот голод вызвал всевозможные болезни и, наконец, вызвал восстание людей. Власти приняли решительные репрессивные меры, значительно увеличилось количество надзирателей, сурово наказаны нарушители мира.
Статистика херсонских колоний.
Граф Воронцов, генерал-губернатор Херсона, решил основать четыре новые колонии, и он сделал все возможное, чтобы улучшить жалкие условия старых поселений. В июне 1841 года он основал четыре колонии, которые, по желанию поселенцев, назывались новый Бреславль (новый Бреслау), Львов (Лемберг), Романов и Ново Полтавка (новый Полтавка), и поселился там 700 семей. В докладе Карцева за 1845 год было отмечено, что в херсонских колониях насчитывалось 1661 семья (12 779 человек). Из них 11 099 человек были расселены правительством; остальные, заплатив за свои хозяйства, поселились на свой счет. С 1841 по 1845 годы правительство израсходовало 234, - 539 рублей на помощь еврейским колонистам в Херсоне. В пятнадцати колониях было 5 синагог, 12 молитвенных домов, 6 Таун-холлов, 7 складов, 7 бань, 1 семенной склад, 8 ветряных мельниц, 463 лошади, 2332 овцы, 3322 вола, 1117 вагонов, 289 плугов и 533 бороны. Из них 3,308 были внесены в книги в качестве налогоплательщиков. При этом доход колоний составлял 3363 рубля в год, а арендную плату от винокурен и ресторанов держали евреи, которые не были колонистами. Местные власти пятнадцати еврейских деревень, названных в таблице, составляли 11 мэров, 22 асессора и 11 клерков. Религиозными делами руководили 12 раввинов, и 16 Казначеев. Пять синагог были сохранены за счет общин. Большинство колонистов первоначально принадлежало к купеческому классу, 833 человека были только ремесленниками. Только портные (359), сапожники (144) и кузнецы (11) нашли работу в колониях; другие либо искали работу, либо обосновались в окружающих городах. Уровень смертности колоний был очень высоким. На каждое рождение было более двадцати смертей. Показанные плохие результаты были вызваны неопытностью колонистов, коррупцией чиновников и отсутствием всяких инструкций от более опытных колонистов. В этом практически сознались российские чиновники в своих донесениях к царю Николаю, который проявил глубокую личную заинтересованность во всем этом (см. доклад Киселева, июнь 1845 г.). В 1846 году колонии были переданы под управление Министерства доменов, специального Еврейского фонда, выделяемого для необходимых расходов.
Колонии у Екатеринослава.
Что касается колоний в Екатеринославе, то доклад барона Стемпеля, управляющего колониями, сделанный в 1847 году, показывает, что поселенцы, прибывшие в Екатеринослав, как правило, не находили для них никакого обеспечения. Им не разрешалось ремонтировать полуразрушенные трущобы, служившие для домов, и даже не разрешалось искать убежища в соседних деревнях до весны, как предполагал Стемпель. Те, кто это сделал, были жестоко изгнаны казаками. Эпидемии цинги и оспы произошли вскоре после этого. После 1849 г. евреи-выходцы из Северо-Западной Руси были направлены в основном в правительство Екатеринослава, где до 1856 г. были основаны пятнадцать колоний, в которых проживало 766 семей. Екатеринославские колонии находились под управлением директора, назначенного херсонско-Бессарабским бюро государственных владений, и были разделены на четыре округа, во главе каждого из которых стоял надзиратель. Колонисты избрали своих собственных советников, все остальные власти были христианами. Еврейские школы были запрещены в колониях.
В 1856 году Евзель (Иосиф) Гюнцбург передал правительству 10 тысяч рублей, интерес к которым должен был быть применен при предоставлении ежегодных вознаграждений лучшим еврейским фермерам; получателей определял министр.
Контраст между 1851 и 1865.
После 1856 года было основано только еще четыре колонии, а именно две в правительстве Херсона и две в правительстве Екатеринослава. Согласно закону, принятому в 1866 году, еврейская колонизация полностью прекратилась. Эта мера была принята главным образом по финансовым причинам, а этого фонда корзины больше не хватает как для колонизации, так и для образования. Кроме того, новая Россия больше не нуждалась в искусственной колонизации. Сообщения В. А. Иславина, должностного лица, посетившего колонии в 1851 году и вновь в 1865 году, позволяют провести сравнение этих лет. Вместо 15 колоний в 1847 году насчитывалось 37 в 1865-20 в Херсоне и 17 в Екатеринославе; 2210 семей в 1851 году, состоящих из 14 780 человек, увеличились в 1865 году до 2 873 семей, состоящих из 32 943 человек; и вместо 85 563 дециатинов обрабатываемых земель в 1851 году существовали в 1865 году 129 521 дециатин.
В 1869 году Министерство начало расследование относительно еврейских поселенцев новых русских колоний, чтобы установить, сколько из них действительно заняли сельское хозяйство и сколько из них были неимущими и бесполезными. В результате в течение десяти лет из класса земледельцев было исключено 10 359 мужчин, женщин и детей. В 1874 году все земли заповедника, которые считались частью колоний, были отобраны у них.
В приведенной выше таблице, опубликованной в статистические летописи Российской Империи, под редакцией В. Аленицына, Санкт-Петербург, 1884, показана площадь земель, принадлежавших и арендованных евреями в Западной и юго-западной России в 1881 году.
Эти результаты были наиболее примечательны тем, что именно в этом 1881 году колонии получили наибольший контроль за своим развитием со стороны беспорядков, которые фактически дошли до колоний Херсон и Бессарабия и нарушили чувство безопасности во всех остальных. Несколько лучших еврейских фермеров в Бессарабии эмигрировали в тот год в Соединенные Штаты и Палестину.
Майские законы 1882 года (введены в действие в 1891 году) лишь косвенно повлияли на развитие сельскохозяйственных колоний России. Они положили конец всей иммиграции еврейских жителей городов в деревни и действительно отправили не менее 50 000 человек из деревень в города. Это означает, что развитие сельскохозяйственных вкусов среди российских евреев было эффективно арестовано.
Однако сельскохозяйственные колонии были особенно освобождены от действия этих законов. В 1880 году по инициативе С. Полякова, барона Х. Гюнцбурга, Леона Розенталя, М. Фридланда и др. Был создан Фонд содействия ремесленничеству и сельскому хозяйству среди российских евреев с капиталом в 200 000 рублей. Семь лет спустя (1887) сумма этого фонда (1110,-271 руб.) была передана в общий фонд государственной казны. В 1891 году в Одессе была открыта сельскохозяйственная школа при Еврейском сиротском приюте. В 1899 году правительство предоставило барону Х. Гюнцбург разрешил основать еврейскую сельскохозяйственную колонию на своем имении в районе Бендеры, правительство Бессарабии. Колония называется Россианка и охватывает 500 дециатинов земли, из которых 400 находятся под культивацией, каждый фермер имеет право на 20. Остальные 100 дециатинов зарезервированы для общего пастбища и будущего расширения ферм. Все поселенцы, за исключением солдат, которые отслужили свое время, должны быть выпускниками какой-то сельскохозяйственной школы; и все кладовщики должны быть христианами.
В 1900 году, по последним данным, в России насчитывалось более 100 тысяч еврейских земледельцев, возделывающих собственные хозяйства, из которых 60 тысяч поселились в 170 колониях. На юге России евреи в большом количестве ищут работу в христианских поместьях и находят там готовую работу. В Сибири, особенно в Красноярском уезде, много еврейских земледельцев, которые обосновались на отдельных фермах, и, кроме своей религии, они мало чем отличаются от общей массы крестьян.
Польша.
В Польше, согласно официальной статистике 1887 г., евреям принадлежало около 270 тыс. дециатинов. В правительстве Плотцка находятся три поселения-Кухари, Джикович и Родолобовка, которые были основаны в тридцатые годы местным землевладельцем-евреем Соломоном (Зельман) Познером, который пользовался защитой вице-регента графа Паскевича. Эти поселения находятся в процветающем состоянии и населены 500 еврейскими фермерами. Есть также некоторые фермеры, разбросанные в правительстве Радома. В Бессарабии многие евреи выращивают виноградную лозу. Есть девять колоний, в основном в районе Сороки, с населением 4300 и площадью более 3000 дециатинов. В том же районе есть около двадцати деревень, полностью заселенных евреями, которые выращивают виноградную лозу, табак и фрукты. В периодическом издании Каспи за апрель 1895 г. дано описание поселения Варташен в районе Ноха (правительство Елисабетпола), где полностью проживают еврейские саженцы табака (350 семей). Следующие две таблицы были составлены Одесским обществом помощи еврейским земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине. Показывает, что в 1896 году почти 97 тысяч евреев в России занимались сельским хозяйством.
(взято из JewishEncyclopedia, 2011)