исторические сведения

Образование в сельскохозяйственных колониях.
В апреле 1866 года генерал зеленый, тогдашний секретарь имперских сословий, в своем докладе отметил, что большим препятствием для успеха еврейских сельскохозяйственных колоний на юге России является крайний религиозный фанатизм колонистов и что самым верным средством его устранения было бы упразднение системы, позволяющей обучать детей дома. В результате, Гурович, образованный еврей, был уполномочен осмотреть еврейские колонии и наметить практические школьные реформы. Гурович предложил, чтобы в школах, которые будут открыты, были сохранены в качестве инструкторов на иврите, чтобы изменения слишком радикального характера не вызвали предрассудков колонистов. Его план предусматривал создание двух классовых школ с преподавательским составом из одного светского учителя. В больших колониях должна быть открыта двухкомнатная школа, одна комната для общеобразовательных предметов, таких как Библия, иврит, немецкий, русский, арифметика и почерк, а другая для взаимодополняющих исследований, таких как география, русская история, рисование и сельское хозяйство. Светский инструктор должен оплачиваться правительством, а должны получать оплату от родителей по договоренности.
Министр общественного просвещения принял этот план с небольшими изменениями, исключив немецкий язык как ненужный, и увеличив внимание, уделяемое русскому языку. Он согласен с Гуровичем в том, что при осуществлении предлагаемых изменений следует проявлять большую осторожность. Официальная инерция привела к тому, что предлагаемые меры были отложены до 1868 года, когда общины в различных колониях предложили предоставить деньги, необходимые для выполнения работы по инструкции, при условии, что им были выделены средства для первоначальных расходов. В этом году в десяти колониях было открыто 12 школ (десять для мальчиков и две для девочек), содержание которых осуществлялось соответствующими общинами. В знак признания его заслуг Гуровичу была вручена лента ордена Святого Станислава с кошельком в 500 рублей.
Хорошие результаты в отношении правительства.
Благожелательные усилия правительства во времена царствования Николая I и Александра II постепенно, но уверенно произошли важные изменения в отношении российских евреев к современному образованию. Тысячи еврейских семей поселились за чертой, познакомились с русским языком и обычаями, утратили свою узость и больше не удерживали своих детей от посещения нееврейских учебных заведений. В классических гимназиях и университетах вскоре появилось больше, чем просто окропление еврейских студентов, и, в то время как в небольших городах в рамках бледно-светского образования все еще считались массами с крайним недоверием, образованные и прогрессивные элементы еврейского общества в больших городах постоянно набирали силу и значение.
С реакционным царствованием Александра III либеральное толкование существующих законов было отменено, и были приняты новые правила, касающиеся посещаемости еврейских студентов в средних и высших школах. В 1887 году вступило в силу постановление, согласно которому евреями могут быть лишь от 3 до 6% учащихся в любой гимназии или университете. Естественно, в то время как за пределами бледноты евреев сравнительно мало и вакансии, существующие в этих учреждениях, не всегда заполняются, число евреев в городах в пределах бледноты, которые хотят войти, больше, чем количество вакансий. Таким образом, для большинства еврейской молодежи трудно получить высшее образование. Очень строгое толкование этого закона еще более усугубляет ситуацию. Создается впечатление, что власти преисполнены решимости свести к минимуму число еврейских студентов. Многие Еврейские студенты, окончившие средние школы с отличием, не имеют права поступать в университеты, причиной чего является отсутствие вакансий. Во всей провинции было в определенный год всего три-четыре вакансии. В результате те, у кого есть средства, идут в школы или университеты в Германии, Франции или Швейцарии.
Нижние общеобразовательные школы, хотя и номинально открыты для еврейских детей, не всегда доступны для них. Городские и районные школы принимают еврейских студентов наравне с другими, однако постановление, изданное Министерством государственного образования в 1901 году, которое требует от еврейских студентов выполнять письменную работу в субботу, практически исключает детей ортодоксальных евреев. В Лубнах, Полтавском правительстве, в районной школе было двенадцать еврейских учеников, но после введения в действие нового регулирования остался только один. То же самое относится и ко многим другим местам. Многие из низших школ даже отказываются принимать еврейских детей, утверждая, что вакансий нет. Таким образом, еврейские общины обязаны обеспечивать начальное образование своих детей, в результате чего еврейские школы являются незаменимыми.
Специальные еврейские школы в России могут быть разделены на три класса: (1) государственные школы, (2) общинные школы, (3) частные школы. Первый класс включает школы, созданные в сороковых годах и описанные выше, и учительскую семинарию в Вильне. Созданные в 1844 году государственные школы были реорганизованы в 1873 году. В то время министр государственного образования отметил, что эти школы должны были рассматриваться как временные и должны были быть упразднены, когда евреи начали отправлять своих детей в общеобразовательные школы. Видимо, тогда не подозревали, что в конечном итоге общеобразовательные школы будут закрыты для большинства еврейских студентов. Еврейские начальные школы делятся на одно - и двухклассные, каждая из которых имеет подготовительный класс. Полный курс длится более шести лет. Инструкторы, как правило, являются выпускниками Виленской еврейской семинарии, но в случае необходимости назначения делаются из числа христиан, знакомых с иудейско-немецкой. Эти школы не популярны среди еврейских масс, потому что слишком мало времени уделяется еврейским предметам; тем не менее они хорошо посещаются там, где другие школы отсутствуют.
Еврейские частные школы обычно предлагают двух-или трехлетний курс, но в некоторых случаях четырехлетний курс. Из двадцати четырех уроков каждую неделю четыре посвящены преподаванию еврейской религии. В большинстве случаев время, посвященное еврейской тематике, гораздо меньше, что редко бывает достаточно для большего, чем для изучения молитв и библейской истории. Учителя в частных школах плохо оплачиваются-в среднем от 300 до 400 рублей ежегодно за обучение от тридцати до сорока учеников. Во многих случаях расходы частных школ не превышают доходов.
В дополнение к этим школам есть Талмуд Торы. Талмуд-Тора возникла в связи с необходимостью ухода за сиротами. Будучи не в состоянии содержать сиротские приюты, община должна была довольствоваться приютом сирот в течение дня. Детей кормили, одевали и учили. Обучение обычно состояло в чтении иврита и изучении молитв, Библии и других религиозных книг. Талмудские Торы по-прежнему поддерживаются для более бедных классов и находятся под непосредственным контролем старейшин общины. Как правило, преподавание нерегулярно и без системы. Несмотря на большой интерес масс к Талмуд Торе и их добросовестный вклад, они имеют мало голоса в его управлении; лидеры общины, как правило, ведут его в соответствии со своими собственными идеями. Более того, доход средней Талмуд Торы редко превышает от 400 до 500 рублей в год, и с такими малыми средствами, но мало что можно сделать. Методы в моде, как правило, следуют, и дети едва ли менее невежественны, когда они покидают Талмуд Тора, чем они были на входе. Однако есть некоторые исключения, в которых Торы Талмуда проводятся в соответствии с современными педагогическими принципами. Обычно люди, которые могут позволить себе отправить своих детей в другое место, не посылают их в Талмуд Тора.
Родоначальник, который является типом школы, развившейся во многих поколениях религиозной изоляции, является чисто религиозной школой. Так называемая" модель " является более современным типом, в котором делается попытка включить светские сюжеты. В 1875 году был принят закон, который запретил наемодателю принимать тех, кто не был выпускником раввинской школы или школы среднего класса. Этот закон не смог достичь своей цели из-за небольшого вознаграждения, которое предлагал часто не более 100 рублей в год; лица, получившие образование в раввинской или средней школе, не были склонны претендовать на должность. Правительство, понимая бесперспективность регулирования, в 1893 году приняло новый закон, который позволяет любому желающему вести себя как по уплате ежегодного налога в три рубля.
Родоначальник как институт тесно связан с жизнью еврейских масс, и потребуется много лет и много усилий, чтобы заменить его современными еврейскими школами. Превращает здоровых детей в больных и нервных, и было сказано с большой правдой, что физическое вырождение еврейских масс частично связано с пагубным влиянием этого класса школ. Обычно это происходит в доме, и часто в семейной гостиной. Меламед обычно посещает одного или двух детей одновременно, в то время как остальные повторяют свои уроки вслух. Содержатся дети всех возрастов, система рендеринга невозможна; его занятия проводятся в течение шести дней в неделю, в течение всего дня. Для еврейского мальчика нет летних каникул, и большую часть времени он проводит. Модель более чисто, и имеет вид должным образом меблированной школьной комнаты. К сожалению, с моделью не встречают очень часто.
Обширная эмиграция евреев из Восточной Европы, где большое еврейское население сосредоточилось в течение прошлого века, является очень важным явлением еврейской жизни в течение последних двух десятилетий и полна смысла для всего еврейского народа. Эта эмиграция была направлена в различные регионы, а именно в Северную Америку, Англию, Южную Африку, Палестину, Аргентину и Австралию. Однако нет сомнений в том, что основной поток был направлен в Соединенные Штаты, и, следовательно, еврейское население этой страны, которое до восьмого десятилетия XIX века было лишь небольшим, в настоящее время составляет около 1 500 000 человек.
Изучение этого предмета сопряжено с весьма значительными трудностями. Российская официальная статистика не предоставляет никакой информации, в то время как регистрация в некоторых иностранных портах дает те страны, из которых прибывают иммигранты, но не их национальность или религию. Хотя данные о российской эмиграции через все немецкие порты и через Антверпен доступны, казалось бы, что в течение некоторых лет больше иммигрантов из России въехали только в Соединенные Штаты, чем прошли через все эти порты вместе; тем не менее, количество эмигрантов из Антверпена и Германии в Аргентину, Бразилию и Южную Африку невелико. В этой связи возникает необходимость поиска нужной информации в статистике иммиграции страны, которая является основным местом назначения иммигрантов, а именно Соединенных Штатов. Эти статистические данные, которые хранятся с 1820 года и которые являются абсолютно надежными, являются для целей этой статьи, однако, не вполне удовлетворительными; до 1898 года иммигранты классифицировались только по странам, из которых они прибыли, а не по расе и религии. Однако с 1898-1899 гг. эта дополнительная информация была зарегистрирована, так что теперь можно определить масштабы и характер еврейской эмиграции на североамериканский континент. Более того, компетентные органы сходятся во мнении, что до девятого десятилетия XIX века иммигранты из России (за исключением Польши и Финляндии) были, за исключением нескольких тысяч меннонитов, почти исключительно евреями. В последние годы в состав русских иммигрантов входило значительное число литовцев и немцев, но в 1903-4 годах две трети иммигрантов из России (за исключением Польши и Финляндии) были евреями. В следующей таблице показана общая иммиграция в США, а также из России, начиная с 1870-71 года:
Данные об общей иммиграции были намеренно представлены, поскольку на иммиграцию в любую страну в основном влияют два фактора. Это зависит, в первую очередь, от преимуществ, которые можно получить в новой стране, а во вторую-от сил, которые стремятся отправить эмигрантов из старой. В годы промышленного процветания, когда существует большой спрос на рабочую силу, иммиграция быстро растет, и во время промышленного кризиса она пропорционально снижается. Вполне естественно, что общие причины, влияющие на экономическую жизнь Соединенных Штатов, должны изменить масштабы российской иммиграции. Еще большее влияние в случае с русскими евреями оказывают силы, которые вытесняют еврейское население из черты расселения. Анализ вышеизложенной таблицы показывает, что в Российской иммиграции наблюдались две отдельные волны. Первый был не велик, максимальная интенсивность была достигнута в 1873-74, когда было 7 477 прибытий в Соединенных Штатах. Это было время процветания в этой стране. После кризиса, который привел к снижению общей иммиграции, рост снова проявляется в 1879-1880 годах; и цифры постепенно растут до 1881-82 годов, когда будет достигнута высокая отметка в 788 992 года в общей иммиграции. Это сопровождается аналогичным увеличением иммиграции из России, число прибывающих в последний год составило 17 497 человек, что на 100 процентов больше, чем в предыдущем году. В этом стремительном росте видны свидетельства результатов известных в России событий начала восьмидесятых годов-антиеврейских бунтов, Министерства графа Игнатьева и принятия "Временных постановлений" ( майские законы ). С отставкой Игнатьева (12 июня 1882 г.) численность выходцев из России сократилась до 6907 человек; но в 1883-84 гг. она вновь выросла, до 15 122 человек. С тех пор эмиграция из России в США неуклонно росла.
Очевидно, что в пределах черты расселения возникли хронические условия, которые довели его население до других стран. Эти условия были не чем иным, как экономическим кризисом в жизни еврейского населения, тесно связанным с правовыми ограничениями и особенно с жестким применением временных правил. В 1891-92 годах постепенно растущая еврейская иммиграция заняла еще один путь вверх. Это был год изгнания евреев из Москвы по приказу фанатичного великого князя Сергия и их обширного удаления из внутренних районов страны и из деревень. После этого число иммигрантов из России уменьшилось до 1896-97 гг., когда было достигнуто минимум 22 750 человек. Сводная информация о цифрах, приведенных в приведенной выше таблице, за десятилетия, прошедшие с 1870 года, показывает, что в течение первого десятилетия в Соединенные Штаты ежегодно въезжало в среднем 4108 русских иммигрантов.
С изгнанием евреев царицей Елизаветой Петровной еврейская проблема в России была, по-видимому, решена; но на разделе Польши Россия получила территорию, теперь известную как Белая Россия, и другие провинции, имеющие большое еврейское население. Жителям этих регионов были предоставлены все права без различия вероисповедания или национальности. Но уже в правление Екатерины II этот указ строго не соблюдался, а затем евреи подвергались различным актам специального законодательства, происхождение которых можно отнести к нескольким мотивам: (1) религиозный мотив: обращение еврея в христианство освобождает его от всех ограничений. Единственным препятствием для пользования евреями равными правами является их религия. 2) экономический мотив: защита коренного населения от так называемой еврейской эксплуатации. (3) Фискальный страх, что евреи могут заниматься контрабандой. Это привело к тому, что против них были приняты ограничительные меры, и привело, например, к их удалению от западных границ к окружности в 50 верст. (4) сокращение населения: разрешение на создание еврейской ассоциации колонизации для эмиграции евреев. Евреи, покидающие Россию с разрешениями на колонизацию в других местах, считаются (Правила, 8 мая 1892 г.) навсегда покинувшими Россию. 5) Мотив Ассимиляции: Евреям запрещено носить одежду, отличающуюся от одежды, которую носит остальная часть населения; евреям запрещено брить головы.
Комиссия, которая была назначена для доклада по еврейским вопросам, завершив проект по Еврейской регистрации, была освобождена от должности, и вместо нее был создан комитет для изучения материалов, собранных местными комиссиями по еврейскому вопросу. Этот комитет был передан на должность помощника министра внутренних дел Готовцеву. В работе комиссии приняли участие следующие лица: И. Н. Дурново, князь Цертелев, профессора Андреевский, Григорьев и Бестюжев-Рюмин. Вскоре после этого этот комитет был объединен в высокую комиссию, назначенную для изучения действия законов, затрагивающих евреев. Его первым председателем был Маков, министр внутренних дел, который служил до своей смерти в 1883 году, и его сменил граф К. Н.Пахлен. Эта комиссия была прекращена в ноябре 1888.
Наиболее ранняя трактовка еврея в русской литературе-абстрактная, концепция его характера основана на древней церковной вражде. Эта концепция дает место, но очень постепенно, терпимому отношению, вдохновленному более широким знанием. Несмотря на то, что определенные отношения с евреями поддерживала древняя Москва, и что в конце XVIII века Россия вошла в число своих подданных сотни тысяч евреев, все упоминания о евреях в русской литературе вплоть до середины XIX века отмечены нетерпимостью и глубоким невежеством. Древнейшая литература религиозного и полемического характера направлена не столько против людей, сколько против религии; его цель состоит в том, чтобы показать превосходство благодати Нового Завета ветхозаветному закону и разоблачить с догматической точки зрения учения еврейской религии.

 

';