Хозары в Крыму

Народ турецкого происхождения, жизнь и история которого переплетены с самыми истоками истории евреев России. Царство Хазаров прочно утвердилось на большей части юга России задолго до основания Русской монархии варягами (855). Евреи жили на берегах Черного и Каспийского морей с первых веков общей эпохи. Исторические свидетельства указывают на то, что Уральский регион является домом для Хазаров. Среди классических писателей Средневековья они были известны как Хозары, а в русских летописях как Хвалисы и Угры белые.
Армянские писатели пятого и последующих веков предоставляют обширную информацию об этом народе. Моисей Хоринский ссылается на вторжение Хазиров в Армению и Иберию в начале третьего века: Чаган был царем Севера, правителем Хазиров, а царицей был чатун. В 198 году в Армению прибыли с Басильцами. Хотя сначала они отреклись, впоследствии они стали важными факторами в истории Армении на протяжении 800 лет. Движимые кочевыми племенами степей и их собственным желанием грабежа и мести, они часто вторгались в Армению. Последняя страна стала местом битвы в длительной борьбе между римлянами и персами. Эта борьба, которая, наконец, привела к потере Арменией ее независимости, проложила путь к политической значимости Хазаров. Завоевание Восточной Армении персами в четвертом веке сделало последнюю опасной для Хазаров, которые для собственной защиты заключили союз с византийцами. Этот союз время от времени возобновлялся до окончательного завоевания Хазаров русскими. Их первая помощь была оказана византийскому императору Юлиану в 363 году. Около 434 г. они были на время притоком Аттилы-Сидония Аполлинариса, что хазары следовали за знаменами Аттилы-и в 452 г. воевали на каталонских полях в компании с черными гуннами и аланами. Персидский царь Кобад (488-531) предпринял строительство линии фортов через перевал между Дербентом и Кавказом, чтобы защитить от вторжения Хазаров, турок и других воинственных племен. Его сын Чосроес Аноширван (531-579) построил стену Дербента, неоднократно упоминавшуюся восточными географами и историками как Баб аль-Абваб. Во второй половине шестого века хазары двинулись на Запад. Они обосновались на территории, ограниченной Азовским морем, Доном и Нижней Волгой, Каспийским морем и Северным Кавказом. Кавказские готы (Тетракситы) были подчинены Шазарами, вероятно, примерно в седьмом веке. В начале этого века царство Хазаров стало достаточно могущественным, чтобы Чаган мог отправить византийскому императору Гераклию армию из 40 000 человек, с помощью которых он завоевал персов (626-627). Хазары уже заняли северо-восточную часть Черноморского региона. По словам историка Моисея Калонкатачи, хазары под предводительством Джебу Чагана (его греческие писатели называли Зибель Чаган), проникли на персидскую территорию еще во второй поход Гераклия, по случаю которого они опустошили Албанию. Никифор свидетельствует, что Гераклий неоднократно проявлял почтение к своему союзнику, чагану Хазаров, которому он даже обещал свою дочь в браке. В великой битве между Хазарами и арабами возле Кизляра были убиты 4000 магометанских солдат и их предводитель.
В 669 году угры или Забиры освободились от правления Обрийцев, поселились между Доном и Кавказом и перешли под власть Чезаров. По этой причине Угрцы, которых до сих пор называли белыми или независимыми Угрцами, описываются в летописях, приписываемых Нестору как черные или зависимые Угрцы. Они больше не управлялись своими собственными князьями, а управлялись царями Чазаров. В 735 году, когда арабский лидер Мерван двинулся из Грузии против Чазаров, он атаковал и угров. В 679 году хазары подчинили себя булгарам и распространили свое господство дальше на запад между Доном и Днепром, как Фарас, надводный Донец в провинции Лебедию. Вероятно, именно в это время Чаган хазаров и его вельмож вместе с большим количеством его язычников принял еврейскую религию. Переоборудование произошло в 620 году, по другим данным, в 740 году. Король Иоеф в своем письме к Нутриасдай Ибн Шапрут (около 960) приводит следующий отчет о преобразовании: Несколько веков назад царь Булан царствовал над Шазарами. Бог явился ему во сне и обещал ему могущество и славу. Воодушевленный этой мечтой, Булан отправился по дороге Дарлана в страну Ардебиль, где одержал великие победы над арабами. Византийский император и Калибр Ишмаелитов отправили к нему посланников с подарками и мудрецами, чтобы обратить его в свои соответствующие религии. Булан также пригласил мудрецов Израиля и приступил к их осмотру. Поскольку каждый из чемпионов считал свою религию лучшей, Булан отдельно ставил под сомнение мусульман и христиан относительно того, какую из двух других религий они считали лучшей. Когда оба отдали предпочтение иудеям, царь понял, что это должна быть истинная религия. Поэтому он принял его".
Этот рассказ о преобразовании считался легендарным. Однако харкавы (в Билбасове и Еврейской библиотеке) из арабских и Славонских источников доказали, что религиозный спор при Хазарском дворе является историческим фактом. Даже имя Сангари было найдено в литургии Константина философа (Кирилла). Он был одним из преемников Булана по имени Обадия, который восстановил царство и укрепил еврейскую религию. Он пригласил еврейских ученых поселиться в его владениях и основал синагоги и школы. Люди были проинструктированы в Библии, Мишне и Талмуде, а также в "божественном служении вотчинам". В своих трудах хазары использовали ивритские буквы. Обадию сменил его сын Езекия; последнего-его сын Манассия; Манассия-Ануаккаха, брат Обадии; его сын Исаак; Исаака-его сын Моисей (или Манассия II.); последний-его сын Ниси; и Ниси-его сын Аарон II. Сам царь Иосиф был сыном Аарона и взошел на престол в соответствии с законом Хазаров, касающимся наследования. В целом, рассказ короля Иосифа в целом согласуется с доказательствами, приведенными арабскими писателями X века, но в нем содержится несколько расхождений. По словам Ибн Фаролана, ибн Даста и других, только царь и вельможи были последователями иудаизма. Остальные хазары были христианами, и язычниками; а евреи были в большом меньшинстве. По словам МасУди царь и сами хазары были евреями; но армия состояла из других, в то время как другие жители, особенно славяне и русские, были язычниками. Из произведения, написанного о девятом веке, Похоже, что все хазары были евреями и что они были обращены в иудаизм всего за короткое время до того, как была написана эта книга. Но эта работа, вероятно, была вдохновлена Джайхани; и можно предположить, что в девятом веке многие язычники-хазары стали евреями из-за религиозного рвения царя Обадии. Такое обращение в большие массы, - говорит Хволсон, возможно, причиной для посольства христиан от Земли Чазаров до византийского императора Михаила. В докладе посольства говорится.
История чазарского царства несомненно представляет одну из самых примечательных особенностей Средневековья. Окруженные дикими, кочевыми народами, и сами ведя частично кочевую жизнь, хазары пользовались всеми привилегиями цивилизованных наций, хорошо созданным и терпимым правительством, процветающей торговлей и хорошо дисциплинированной постоянной армией. В то время, когда в Западной Европе царили фанатизм, невежество и анархия, королевство Хазаров могло похвастаться своей справедливой и широкой администрацией; и все, кого преследовали на счет их религии, нашли там прибежище. Существовал Верховный суд, в состав которого входили семь судей, из которых два были евреями, два-мусульманами и два-христианами, отвечавшими за интересы их соответствующих конфессий, в то время как один Язычник был назначен для славян, русских и других язычников.
Еврейское население во всем владении Чазаров, в период между седьмым и десятым веками, должно быть, было значительным. Нет никаких сомнений в том, что кавказские и другие восточные евреи жили и продолжали вести дела с Чазарами задолго до прибытия еврейских беглецов из Греции, которые бежали (723 год) из мании обращения, которой обладал византийский император Лев Исаурский. Из переписки между королем Иосифом и царем Хозефасдаем очевидно, что двум испанским евреям, удалось поселиться в земле хазаров, и что это был немецкий еврей Исаак Бен Элиэзер из земли немец (Германия), который нес письмо Ньемета к царю. Саадия, обладавший справедливым знанием о Царстве Хазаров, упоминает некоего Исаака Бена Авраама, который удалил из Суры в Хазарию. Среди различных маршрутов, перечисленных арабским географом Ибн Хурдадхба (860-880 гг.) В качестве маршрутов, используемых еврейскими торговцами-Рахданитами, есть один, ведущий из Испании или Франции, через Аллеманию, через земли славян, недалеко от Ателя, столицы Хазаров, откуда они пересекли море Хазаров (Каспийское море) и продолжили свое путешествие, через Балху, Трансоксанию и землю Тагаса, Китай и Индию. Эти торговцы, которые говорили на арабском, персидском, греческом, испанском, французском и славянском языках, непрерывно путешествовали с запада на восток с востока на запад по морю и по суше. Они носили евнухи, обслуживающие горничных, мальчиков, шелка, меха, мечи, завезенный мускус, алоес, камфору, корицу и другие изделия Дальнего Востока.
Натальясдай ибн Шапрут, который был министром иностранных дел Абд аль-Раемана, султаном Кордовы, в своем письме к королю Иосифу Хазарскому (около 960 года), сообщает, что первые сведения об этом царстве были сообщены ему посланниками из Хорасана и что их заявления были подтверждены послами из Византии. Последние рассказывали ему, что могущественные Чазары поддерживали дружественные отношения с Византийской империей, с которой они осуществляли по морю торговлю рыбой, шкурами и другими товарами, путешествие из Константинополя занимало пятнадцать дней. Дачасдай решил воспользоваться услугами византийского посольства, чтобы передать свое письмо царю хазаров, и с этой целью он отправил Исаака Бена Натана с ценными дарами императору, попросив его помочь Исааку в его путешествии в Хазарию. Но греки вмешались и, наконец, отправили Исаака обратно в Кордову. Затем гебалим (Болеслав I) решил отправить свое послание через Иерусалим, Нисибис, Армению и Бардаа, но посланники царя Гебалима (Болеслав I. из Чехии), который тогда только что прибыл в Кордову, и среди которых были двое евреев, Саул и Иосиф, предложили другой план. Они предложили отправить письмо евреям, живущим в "венгерском" (Венгрия), которые, в свою очередь, передали его русам (Россия), а оттуда через Булгар (возможно, страна болгар на Кубани) к месту назначения (Ател, столица Чазарии). В качестве посланников; гарантированная безопасная доставка сообщения, он принял предложение. Он также выразил свою благодарность за то, что Бог по Своей милости не лишил евреев избавителя, но сохранил остаток еврейской расы.
Проявляя большой интерес ко всему, что касается царства Хазаров, царь просит царя подробно рассказать ему о географии его страны, о его внутренней Конституции, о обычаях и занятиях его жителей, и особенно об истории его происхождения и государства. В этом письме Даддай говорит о традиции, согласно которой хазары когда-то обитали вблизи гор Сейр (Серир); он ссылается на рассказ Эльдада ха-Дани, который думал, что он обнаружил потерянные десять племен; и спрашивает, знают ли хазары что-либо о конце чудес (пришествии Мессии). Что касается недостоверного рассказа Эльдада ха-Дани о потерянных десяти племенах на реке Самбация, то может быть интересно отметить, что, согласно Идриси, город Сармель (Саркель-на-Дону) находился на реке Ас-Сабт (Самбат), которая является рекой Дон. Имя для Киева, как дал Константин Порфирогенит. Эти наименования реки Дон и города Киева указывают, очевидно, на еврейско-хазарские влияния.
Полный отчет о переписке между ними. А. Харкавы, один из ведущих органов власти по истории Хазаров, из которого, ниже приводится, по существу, выписка:
Чазарская переписка была впервые опубликована в труде Исаака Аубассера (1577, Константинополь), в руки которого эти документы попали во время путешествия из Египта в Константинополь. Он опубликовал их с целью доказать, что даже после разрушения Иерусалима евреи все еще имели свою собственную страну, в соответствии с известным отрывком в бытие.
Среди европейских ученых сын Иоганн Буксторф был первым, кто заинтересовался письмами Чазарлана, которые он напечатал вместе с текстом в своем латинском переводе. Буксторф полагал, что сами письма и вся история Чазарского царства были всего лишь баснословны, по той причине, что ни один моряк, торговец или другой путешественник не принес какую-либо информацию о таком процветающем царстве, каким считалось Царство Хазаров. Ученый востоковед, введенный в заблуждение неправильным понятием Кузари и его отношение к обращению Хазаров в иудаизм, оставляет подлинность переписки открытым вопросом.
Один из величайших ученых 17 века. Самуил Бохарт, в своем производном имени, вводит счет Иосифа Бен Горион, и в своих заметках дает информацию о царстве и море, полученных из арабского писателя. Взгляды бохарта, однако, не важны, потому что он не знал ни о Кузари, ни о хазарских письмах. Все скептики того времени и упомянутые ниже не имели никакого представления о фактах, касающихся Хазаров и хазарского иудаизма, содержащихся в славянских русских источниках, который обсуждает эти источники. Поэтому неудивительно, что первый автор всеобъемлющей истории евреев, Баснаж, который печатает хазарские письма, имеет смелость объявить как праздное причудливое, не только царство Хазаров, но даже существование хазарских народов, которое было изобретено, считает он, Еврейской хвастовством.
Примерно в то же время дом Августин Калмет опубликовал свои библейские исследования, часть которых относится к стране, куда ушли десять племен и где живут эти племена. Калмет считает у Каспийского моря страной, и то, что она также идентична стране Хазаров, которая так прославилась в раввинских писаниях. По их словам, царь Хазаров принял еврейскую религию в восьмом веке. Калмет, однако, считает всю историю фикцией. Баратир, "замечательный ребенок", также считал историю Хазаров только приятным романом; но это может служить оправданием для его мнения, что, когда он написал свою работу, ему было всего одиннадцать лет. Датский историограф Фредерик Сухм, который в 1779 году написал замечательное произведение, на то время, на хазарах, и который не мог освободиться от взгляда Хебраистов того времени в отношении письма короля Иосифа, был первым, кто высказал решительное мнение в пользу подлинности письма нисходящего. Незнание этих писателей объясняется тем, что только в конце XVIII века были переводы старых арабских писателей. на хазарах, выдан. Первым, кто воспользовался показаниями арабских писателей, чтобы подтвердить рассказы еврейских писателей о Чазарах, был литовский историк Тадеуш Чацкий, который имел преимущество использовать копии арабских рукописей, относящихся к этой теме, в Парижской библиотеке. Русский историк Карамсин также воспользовался информацией, приведенной в Крестоматии Сильвестра, и исследованиями Абульведы, опубликованной в пятом томе журнала Бушинга.
Русский академик Френ и шведский ученый Доссон собрали и опубликовали в первой четверти XIX века все арабское свидетельство на тему известных в то время Хазаров. Подлинность письма царя Иосифа, однако, с тех пор была полностью установлена тем самым материалом, который эти ученые имели в своем распоряжении. Он признает подлинность письма, но не короля Иосифа. Таким же образом Доссон, хотя и находил сведения арабских и византийских писателей в соответствии с содержанием хазарских писем, не мог не усомниться в их подлинности. Это может быть объяснено тем фактом, что, поскольку они не понимали иврита, они не хотели брать на себя обязательство по вопросу, который находится вне сферы их расследования.
Но у еврейских ученых не было никаких сомнений относительно подлинности документов Хазарцев, особенно с начала критической школы Рапопорта и Зунца. Они были использованы многими писателями в Испании в двенадцатом веке.
Позже, с гонениями, которые закончились изгнанием евреев из Испании, хазарские документы, вместе со многими другими сокровищами средневековой еврейской литературы, были утеряны для ученых, и не были восстановлены до конца шестнадцатого века, когда они были найдены в Египте Исааком Нутриш. Евреи того времени мало интересовались, однако, историей прошлого, будучи поглощенными безудержными событиями собственной эпохи. Первая ссылка, таким образом, на письма является в 1679 году, который обнаружил доказательства подлинности письма в акростик в стихотворении, которое служило предисловие, и который гласит: Я, сын Исаака. Этот акростик, однако, снова остался незамеченным, пока не был вновь открыт Френсдорфом, независимо от Бахараха, в 1836 году. Четыре года спустя (1840) подлинность письма Дедасдая была абсолютно доказана Джозефом Зеднером. Он также признал подлинность письма Чагана, но не представил доказательств. В то же время Соломон Мунк высказал свое мнение в пользу подлинности обеих букв. С тех пор большинство еврейских ученых приняли его мнение, в том числе Лебрехт, 1841 и многие другие. Сравнение еврейских с другими источниками, особенно с арабскими, насколько им тогда было известно, следует отнести. Он начал свою работу с сравнения различных источников в своем. Он завершил его в 1847 году. Результаты этих исследований были приняты следующими христиан-учеными: Григорьев, 1834; Шафарик, 1848. Еще были некоторые писатели, которые были введены в заблуждение более ранними мнениями, и на основании них скептически отзывались о документах; как Иаков Голденталь (1848); Добряков (1865); и даже историк Иловайский (1876). Перевод писем, переданных из рукописи в Санкт-Петербургской Публичной библиотеке. Подлинность петербургской рукописи была продемонстрирована.
В 960 г. Ател (или Итиль), в то время столица Чазарского царства, располагалась примерно в восьми милях от современной Астрахани, на правом берегу Нижней Волги, которую также называли Ател или Итиль. Значение в готическом языке - отец или маленький отец, трудно решить, какое из этих двух слов дало реке ее название. Западная часть города была окружена стеной, пронзенной четырьмя воротами, из которых одни ведут к реке, а другие-к степям. Здесь располагался королевский дворец, который был единственным кирпичным зданием в городе. По словам Масуди, город был разделен на три части-дворец Чагана, стоящий на острове. У короля было двадцать пять жен, вся королевская кровь, и шестьдесят наложниц, все знаменитые красавицы. Каждый жил в отдельной палатке и за ним наблюдал евнух. Власть Чагана была настолько абсолютной, что во время его отсутствия в столице даже его наместник, был бессилен. Наместник должен был войти в квартиры и с самым большим почтением. Он держал в своей правой руке деревянную щепку, которую он зажег, когда он приветствовал Чагана, после чего он занял свое место справа от последнего, на троне, который был из золота. Стены дворца были также позолочены, а Золотые ворота украшали дворец.
Все остальные жилища тогдашнего густонаселенного города были незначительными грязевыми хижинами или войлочными палатками. Позиция Чагана Хазаров, очевидно, была схожа с позицией бывшего микадоса Японии, в то время как Бек, его военный корегент, соответствовал сегунам последнего. Император Гераклий в 626 году заключил договор с чаганом Хазарским, а Константин, в своем описании посольства Хазарского (834), утверждает и рассказывает, что царя Хазаров называли великим чаганом. Бек возглавил армию, управлял делами страны, и появился среди народа; и к нему соседние цари платили верность. Таким образом, будет видно, что степень полномочий Бека менялась со временем. Когда Чаган хотел наказать любого, он сказал: Иди и соверши самоубийство" - метод, напоминающий японский обычай хара-кири.
Мать Чагана проживала в западной части города, восточная часть которого, называемая Чазаран, была заселена купцами разных национальностей. Город и его окрестности были сильно затенены деревьями. Преобладали турецкий и Хазарский языки. Антураж Чагана, насчитывающий 4000 мужчин, состоял из представителей разных национальностей. Белые хазары славились своей красотой; и, по словам Демидова, горцы Крыма очень выгодно контрастировали с ногайскими татарами, потому что они были значительно смешаны с Чазарами и с не менее тонкой расой куманов. Кроме белых Хазаров, существовали также черные хазары (которые были почти такими же темными, как индусы), турецкие иммигранты, славяне, хунно-булгары, евреи, жившие в основном в городах, и различные кавказские племена, и др.
Торговля и коммерция.
В хазарах выращивали рис, просо, фрукты, зерна и виноградную лозу. У них был важный промысел на Каспии, и осетр был основным продуктом питания. Арабский писатель Аль-Маадердиси замечает: в Чазарии много овец, и евреев, и много меда. Из Верхней Волги они сбили с мордвы и русские мед и ценные меха, которые экспортировали в Африку, Испанию и Францию. Они снабжали рынок Константинополя шкурами, мехами, рыбой, индийскими товарами и предметами роскоши. Чаган и его свита жили в столице только в зимние месяцы. С месяца нисан (апрель) они вели кочевой образ жизни в степях, возвращаясь в город около праздника (декабрь). Поместья и виноградники находились на острове, на котором располагался его дворец. Еще один город Шазар, между Адель, был окружен 40 000 виноградников. Он был идентичен современному Тарку, недалеко от Петровска, который сейчас населен евреями и кумыками.
Отношения с Византией.
При византийском дворе Чаган пользовался большим уважением. В дипломатической переписке с ним была использована печать трех солиди, которая обозначала его как потентата первого ранга, выше даже папы и Карловингийских монархов. Император Юстиниан II., после своего перелета из Херсона в дорос, укрывался во время своего изгнания с чагхэмом, и женился на дочери Чагана Ирен, которая была известна своей красотой. Император Лев, сын Константина, таким образом, был внуком царя Хазаров. От матери он унаследовал свой мягкий, дружелюбный нрав. Соперник Юстиниана, Барданес, также искал убежище в Чазарии. Чазарские войска были в числе телохранителей византийского императорского двора; и они сражались за Льва VI. против Симеона болгарского в 888 году.
Царь Иосиф в своем письме к Дигасдаю дает следующее описание своего царства:
Страна на реке находится в пределах четырехмесячного пути на Восток, заселенного следующими народами, которые отдают дань Чазарам: Буртас, Булгар, Сувар, Арису, Царми, Вентит, Сивер и Славиюн. Отсюда линия границы проходит до Буаразма, вплоть до Джордьяна. Все жители морского побережья, живущие в пределах месячной дистанции, отдают дань уважения Чазарам. Все эти западные населенные пункты расположены на берегах Черного моря. Отсюда граница простирается на север, пересекая Землю Басы, которая находится на реке Вагхез. Здесь на равнинах обитают кочевые племена, простирающиеся до границы Гагр, неисчислимые, как пески моря; и все они отдают дань Чазарам. Сам царь Хазаров основал свою резиденцию в устье реки, чтобы охранять ее вход и не допустить, чтобы русские дошли до Каспийского моря, и таким образом проникли в земли Ишмаелитов.
Даже русские славяне Киева в девятом веке должны были платить как ежегодный налог на Хазаров меч и шкуру белки за каждый дом.
Война с готами.
В конце восьмого века, когда крымские готы восстали против суверенитета Хазаров, последние оккупировали готическую столицу, дорос. Сначала хазары были отбиты готическим епископом Иоанном; но когда он сдался, готы подчинялись правлению Хазаров. Во второй четверти девятого века, когда Хазаров часто раздражали неистовства Печенегов, император Феофил, опасаясь за безопасность византийской торговли с соседними народами, отправил своего зятя Петрона Каматероса с материалами и рабочими, чтобы построить для Хазаров крепость Саркель на Дону (834). Саркел служил военным постом и коммерческим депо на севере. Во второй половине девятого века апостол славян Константин (Кирилл) отправился в Крым, чтобы распространить христианство среди Хазаров. В это время царство Хазаров стояло на пике своей власти и постоянно воевало с арабскими халифами и главарями в Персии и на Кавказе. Персидские евреи надеялись, что хазарам удастся уничтожить страну калифов. Высокое уважение, с которым Шазары относились к евреям Востока, можно увидеть в приложении к ним-в арабском комментарии к Исаии, приписываемом некоторыми.
После 300-го года Хегира (913-914), пятьсот русских северянских кораблей, каждый из которых имел по сто человек на борту, пришли в устье Дона, которое открывается в Понтус, и находится в связи с рекой Чазаров, Волгой. Царь Хазаров держит гарнизон на этой стороне лимана с эффективным, воинственным оборудованием, чтобы исключить любую другую силу из его прохождения. Сам царь Чазаров часто выступает против них, если этот гарнизон слишком слаб. Когда русские суда добрались до форта, они отправили царя Хазаров, чтобы тот попросил его разрешения пройти через его владения, обещая ему половину разграбления, которое они могли бы забрать у народов, живших на побережье этого моря. Он дал им отпуск. Они вошли в страну, и, продолжая свое путешествие вверх по реке Дон, до реки Чазар, они спустились по этой реке мимо города атель и вошли через его устье в море Чазаров.
Это, кажется, было началом падения королевства Хазар. Русские варяги прочно утвердились в Киеве, в то время как могущественные чазарские владения стали опасными для Византийской империи, и Константин в своих указаниях на правительство, написанных для его сына, тщательно перечисляет Аланы, Печенеги и болгары как силы, на которые он должен полагаться, чтобы проверить влияние Хазаров.
Упадок и падение Хазаров.
Через пять лет после переписки между царем хазаров русский князь Святослав воевал над хазарами, видимо, за владение Таврией и Таманом. Русские уже освободили от правления Хазаров часть черных Булгар и создали отдельное русское княжество под названием Тмутракань; но на Крымском полуострове у Хазаров еще были владения, а с кавказской стороны русский Тмутракань страдал от Кабардинских князей, которые были притоком Хазаров. Крепость Саркель и город атель были главными препятствиями для российских экспедиций на Каспии. После тяжелой схватки русские покорили Хазаров. Святослав уничтожил Саркела, покорив также племена Косогийцев и ясов (аланов), и таким образом укрепил позиции русского Тмутракана. Они уничтожили город Булгар, опустошили страну Буртас и завладели Ателем и Семендером. Спустя четыре года русские завоевали все Хазарские территории к востоку от Азовского моря. Только крымская территория Хазаров оставалась в их владении до 1016 года, когда они были лишены собственности совместной экспедицией русских и византийцев. Последний из чаганов, Георгий Цула, был взят в плен; некоторые из Чазаров укрылись на острове Каспий; другие ушли на Кавказ; многие были отправлены в качестве военнопленных в Киев, где уже давно существовала община Хазар. Многие смешались в Крыму с местными евреями; крымчаки, вероятно, являются их потомками-возможно, некоторые из субботников также. Некоторые ездили в Венгрию, но большая масса народа осталась в родной стране. Многие члены королевской семьи Хазарцев эмигрировали в Испанию. До тринадцатого века Крым был известен европейским путешественникам как Газария, итальянская форма Чазария.

';