Екатерина, страницы истории

Екатерина II.
Более широкое представление о правах евреев получили при Екатерине II. В то время как императрица, хотя и талантливая и либеральная в своих личных взглядах, старалась не противопоставлять предрассудки греко-православного духовенства, и все же сочла нецелесообразным полностью отменить проверенную временем дискриминацию в отношении евреев, ставших частью имперской политики романов, она, тем не менее, сочла необходимым уступить что-то духу времени. По этой причине, а также признавая полезные услуги, которые еврейские торговцы могут оказать в торговле империи, она призвала к менее строгому применению существующих законов. Так, несмотря на протесты рижских купцов, она поручила генерал-губернатору Брауну из Ливонии разрешить временное пребывание в Риге партии евреев, которые якобы намеревались поселиться в новых русских провинциях; а в 1769 году евреям было разрешено поселиться в этих провинциях на равных условиях с другими иностранцами, которых пригласили развивать этот необитаемый регион. Примерно в это время произошел первый раздел Польши, в результате чего Россия была присоединена к белорусской территории (1772 г.) с ее обширным еврейским населением. Указ Екатерины, обнародованный генерал-губернатором Чернышовым, содержал следующий отрывок, касающийся евреев: "Религиозная свобода и неприкосновенность собственности настоящим предоставляются всем субъектам России и, конечно, евреям; ибо гуманитарные принципы Ее Величества не позволяют исключать только евреев из услуг, оказываемых всем, до тех пор, пока они, как и верующие субъекты, продолжают использовать себя в качестве до сих пор в торговле и ремеслах, каждый из которых соответствует его призванию." Несмотря на обещание Чернышова (1772) о том, что белорусским евреям будет разрешено пользоваться всеми правами и привилегиями, предоставленными им, они продолжали страдать от угнетения местных администраций. В 1784 году евреи Белой Руси обратились к императрице с ходатайством об улучшении их положения. Они отметили, что, живя на протяжении нескольких поколений в деревнях на землях помещиков, они создали винокурни, пивоварни и т.д., с большой стоимостью, и что арендодатели были рады арендовать различные доходы им. Генерал-губернатор в настоящее время запретил помещикам заключать с ними какие-либо договоры аренды, с тем чтобы им грозила опасность обнищания. По имперскому приказу бело-российские евреи имели право избираться на муниципальные должности, но они никогда не избирались на практике и, таким образом, были лишены правовых гарантий. Они оказались в еще более невыгодном положении из-за своего незнания русского языка. Поэтому они просили о представительстве в судах, особенно в делах между евреями и христианами, и о том, что чисто еврейские и религиозные дела должны рассматриваться в еврейских судах в соответствии с еврейским законодательством. Они далее ходатайствовали о надлежащей защите при соблюдении их религии в соответствии с обещаниями, данными им. В некоторых городах и селах евреи строили дома по специальной договоренности с землевладельцами, занимающимися арендой земли; теперь арендодатели в некоторых случаях поднимали арендную плату без предупреждения, и евреи, как следствие, были вынуждены покинуть свои дома. Поэтому они просили, чтобы арендная плата была сохранена до сих пор или чтобы им было предоставлено по крайней мере несколько лет благодати, с тем чтобы они могли принять необходимые меры для переселения в другие места. В некоторых городах, чтобы освободить место для площадей и облегчить более современное расположение городских улиц, жилищ и других зданий были снесены без компенсации еврейских владельцев. Евреи, принадлежащие к деревням и деревням, были вынуждены строить дома в городах и, таким образом, оказались на грани разорения. После должного рассмотрения этой петиции Сенатом был выдан указ (7 мая 1786), разрешающий помещикам снова сдавать в аренду свои винокурни и гостиницы евреям, и разрешающий выборы евреев в суды, магистратуру и городские советы. Просьба о создании специальных еврейских судов не была удовлетворена, хотя религиозные вопросы были переданы раввинам и раввинам. Вопросы, касающиеся предполагаемого вымогательства арендных плат и ущерба, причиненного в результате изъятия зданий, принадлежащих евреям, были оставлены для перестройки местным властям. Ходатайство евреев о защите при осуществлении их религии было удовлетворено. Вскоре после выпуска этого указа белорусские евреи пришли в Москву в большем количестве, что вызвало оппозицию купцов этого города. Последний обратился к командующему войсками Москвы (фев. За исключением евреев, которые, как утверждалось, подрывали процветание торговцев, продавая товары ниже стандартной цены. Были также выдвинуты и другие стереотипные обвинения. Из этой заявки (сохранившейся в архивах Воронцова) видно, что московские купцы, чей обычный деловой девиз был "тот, кто не обманывает, не продает", были встревожены конкуренцией евреев; и, зная, что терпимая императрица не согласится на дискриминацию по религиозным мотивам, они заявили, что они свободны от религиозных предубеждений и просто стремились защитить свои деловые интересы. То, что они преуспели в своих усилиях, видно из решения императорского совета, по которому евреям было запрещено регистрироваться в Московской купеческой гильдии. Несмотря на либеральные идеи Екатерины, озадачивающий еврейский вопрос в России возник во времена первого раздела Польши.

';