Авто туризм 2025 кемпинги глэмпинги домики на берегу моря отдых в отпуске в Крыму

Авто туризм в 2025 году: кемпинги глэмпинги домики на берегу моря - лучший отдых в отпуске в Крыму. Кемпинги сочетают в себе комфорт современных номеров отелей и единение и погружение в природу, возможность наслаждаться красотой леса, моря, реки, гор, озёр, одновременно проживая в комфортабельном номере. Можно наслаждаться шикарными видами, вдыхая свежесть моря или леса, при этом находясь за столиком глэмпинга в составе всей семьи. При этом строительство кемпингов проводится быстро и с меньшими затратами, а современные технологии строительства дают возможность сохранить все качественные стороны отелей, домов, коттеджей и гостиниц. Очень важно что каждый кемпинг имеет свою территорию и это важно для многих отдыхающих туристов. Экотуризм набирает обороты в России и появилось много туристических маршрутов, которые стоит посетить. Кемпинги в России очень популярны для эко отдыха на природе с комфортом современных отелей, эко туристы и путешественники выбирают лес, берег реки и моря с прекрасным видом. Путешествия на автомобиле позволяют открыть для себя новые места и узнать о культуре и традициях различных стран. Глэмпинги и кемпинги расположены в живописных местах, где можно насладиться красотой природы и провести время на свежем воздухе. Отдых в кемпингах подходит для всех категорий туристов. Здесь можно отдохнуть с семьей, провести романтический уик-энд с любимым человеком или организовать корпоративное мероприятие, они предлагают разнообразные услуги и развлечения, которые подойдут для всех. Кемпинги - это отличное решение для тех, кто ценит комфорт и уют. Здесь можно насладиться красотой природы, провести время на свежем воздухе и насладиться спокойствием и покоем. Они предлагают уникальный опыт отдыха, который нельзя найти в обычных отелях. Это отличное решение для тех, кто ценит комфорт и природу. Это новый вид туризма, который позволяет отдохнуть от городской суеты, насладиться красотой природы и провести время с пользой. Путешествия на машине позволяют открыть для себя новые места и узнать о культуре и традициях различных стран. Отдых на море в России - это один из самых популярных видов туризма среди отдыхающих как из самой России, так и из-за рубежа. Российское побережье простирается на более чем 37 тысяч километров, что делает его одним из самых привлекательных мест для отдыха на море и удобнее организовать этот отдых на автомобиле. Одним из уникальных преимуществ отдыха на море в России является возможность совместить пляжный отдых с оздоровительными процедурами. Многие прибрежные курорты и санатории предлагают широкий спектр лечебных и оздоровительных услуг, включая грязевые ванны, массаж, гидротерапию и различные виды физиотерапии. Эти процедуры могут помочь улучшить общее состояние здоровья, снять стресс и способствовать релаксации. В последние годы российское правительство уделило большое внимание развитию туризма на побережье. Были предприняты усилия по улучшению инфраструктуры, повышению качества обслуживания и развитию новых туристических направлений. Благодаря этим усилиям отдых на море в России становится все более популярным и привлекательным для туристов как из России, так и со всего мира. Автокемпинг, также известный как автомобильный кемпинг, — это популярное развлечение на свежем воздухе, при котором отдельные лица или семьи используют свой автомобиль в качестве основного укрытия во время кемпинга в специально отведенном кемпинге или в отдаленном месте. Он предлагает удобный и гибкий способ насладиться отдыхом на свежем воздухе без необходимости специального оборудования или тщательного планирования. Некоторые преимущества автокемпинга включают легкий доступ к удобствам и предметам комфорта, возможность взять с собой больше снаряжения и расходных материалов, а также удобство возможности быстро собрать вещи и при желании переехать в новое место. Автокемпинг можно проводить на различных транспортных средствах, включая легковые автомобили, внедорожники, грузовики и внедорожники, и им можно пользоваться круглый год в разных местах. Хотя автокемпинг предлагает более комфортный и доступный отдых по сравнению с традиционным пешим туризмом или палаточным лагерем, по-прежнему важно следовать принципам «Не оставлять следов» и соблюдать любые правила или правила кемпинга или открытой площадки. Правильное планирование, упаковка необходимого снаряжения и расходных материалов, а также забота об окружающей среде — ключевые аспекты успешного автопохода. Кемпинговый туризм включает в себя путешествия по природным территориям и пребывание в кемпингах или временных убежищах, наслаждаясь отдыхом на свежем воздухе. Этот тип туризма позволяет людям соединиться с природой, участвовать в мероприятиях на свежем воздухе, таких как походы, рыбалка и наблюдение за птицами, а также получить более глубокое понимание окружающей среды. Кемпинговый туризм может варьироваться от экскурсий по труднопроходимой местности до более роскошных глэмпингов, отвечающих широкому спектру предпочтений и уровней комфорта. Это популярный выбор для искателей приключений, любителей природы и тех, кто хочет отключиться от сети и расслабиться в тихой обстановке на свежем воздухе. Кемпинговый домик – это переносное укрытие, которое можно легко перевезти и установить на территории кемпинга для временного проживания. Эти дома обычно изготавливаются из легких материалов, таких как парусина или нейлон, и предназначены для обеспечения базового укрытия от непогоды во время кемпинга. Многие домики для кемпинга можно сложить или свернуть для удобства хранения и транспортировки, что делает их идеальными для приключений на свежем воздухе. Они также могут включать в себя такие функции, как встроенная вентиляция, сетчатые окна для циркуляции воздуха и водонепроницаемые материалы, которые сохранят отдыхающих сухими в дождливую погоду. Кемпинг-отель — это тип размещения, который предлагает как опыт кемпинга на открытом воздухе, так и удобство проживания в отеле. Эти помещения обычно предоставляют такие удобства, как удобные кровати, электричество, отопление или кондиционирование воздуха, а также ванные комнаты. Гости могут насладиться красотой природы, одновременно наслаждаясь комфортом традиционного пребывания в отеле. Некоторые кемпинговые отели могут также предлагать дополнительные услуги, такие как мероприятия на свежем воздухе с гидом, рестораны и места для отдыха. Глэмпинг-отель – это роскошный вариант размещения, сочетающий в себе впечатления от кемпинга с удобствами и комфортом отеля. Обычно он включает в себя уникальные, высококлассные номера, такие как палатки для сафари, домики на деревьях, юрты или домики, часто с роскошной мебелью, отдельными ванными комнатами и другими современными удобствами. Отели в глэмпинге созданы для того, чтобы предоставить гостям уникальный отдых на свежем воздухе, не жертвуя при этом комфортом и роскошью. С целью содействия в развитии внутреннего автотуризма в России была создана программа Дороги мира и сотрудничества. Данная программа представляет собой долгосрочный план развития федеральной целевой программы Развитие туризма в РФ. Данная программа по исследованию проблем дальнейшей интеграции стран Европы и Азии, севера и юга через восстановление древних торговых путей между западом и востоком, между Россией и другими странами, развития трансевразийской транспортной сети, охватывающей сушу и водные объекты Каспий, Черное море и другие. Основой развития добрососедских отношений в области экономики, политики, социального и культурного развития является формирование открытых транспортных коридоров для проведения дружественных международных экспедиций, которые предполагают использование караванных путей научно-исследовательского, туристического и спортивного назначения. Исследования в рамках данной программы направлены также на совершенствование взаимодействия между органами государственной власти и общественными структурами с целью определения и реализации перспектив дальнейшей интеграции, развития торговли, культурных связей и спорта. По-настоящему массовым автотуризм сможет стать только при участии и организующей роли туристических предпринимательских структур. Создание организованных и разработанных автотуров и их продажа на рынке туристических услуг позволит: Регулировать самодеятельный туризм; Распределять турпотоки по туристическим центрам способствует развитию новых маршрутов, недоступных даже для автобусных туров; снимает нагрузку с наиболее популярных турцентров; Включить данный вид туризма в рейтинги, оценивать привлекательность тех или иных объектов; Обеспечить безопасность путешествующих на автотранспорте, предлагая им разработанные и проверенные маршруты, а также страховку на время путешествия; Способствовать популяризации краеведения и историко-краеведческой культуры среди туристов путем ознакомления с историческими архитектурными памятниками России; Способствовать формированию экологической культуры среди участников; Способствовать развитию туристского рынка благодаря появлению новых турпродуктов, связанных с автотуризмом, что увеличит процент инвестиций в российский туризм. Приморский является одним из важнейших транспортных узлов, связывающих Россию со странами АТР, где проживает в совокупности 40% мирового населения, или 2,7 миллиарда человек. Самая длинная в мире по протяженности автомобильная трасса, которая проходит через всю Россию. У автотуристов России и других стран мира теперь появилась уникальная возможность проехать по трассе и посмотреть своими глазами на всю великую страну. Поэтому может и должен стать крупным центром автомобильного туризма. Кроме того, край обладает обширными пляжными территориями, которые привлекают туристов со всех прилегающих территорий. В настоящее время большая часть туристов осуществляет самостоятельные поездки на собственных автомобилях и для проживания использует либо палатки, которые привозят с собой, либо пользуется услугами частного сектора, широко предлагаемых местными жителями прибрежных населенных пунктов. Этот вид туризма принято называть неорганизованным. В настоящее время такой вид туризма является преобладающим в пляжном туризме Приморского. Пока неорганизованный туризм не имел массового характера, он был безопасен для экологии края. Однако, когда он приобрел массовый характер, он стал большой угрозой экологическому состоянию и прибрежным зонам, а также очень ранимым экологическим системам островных территорий. Сегодня неконтролируемая туристская деятельность на территории Приморского является самой большой проблемой, которая оказывает серьезное влияние на эстетические качества ландшафта. Отсутствие экологической культуры у населения приводит к загрязнению окружающей среды, хищническому истреблению биоресурсов. Естественные природные ресурсы могут быстро деградировать и потерять свою привлекательность. С экономической точки зрения этот вид туризма не приносит доходов и казне, потому что в основном обслуживается теневыми предприятиями. Сами туристы тоже страдают. Они вынуждены за низкое качество услуг платить большие деньги. Из-за несоответствия цены и качества край теряет многих туристов из соседних регионов России, которые из этих соображений начинают переориентироваться на отдых в других странах. Поэтому для приморского края переход от неорганизованного туризма к индустриальному так устроен этот вид туризма во всем мире является очень важной проблемой. На первом этапе необходимо хотя бы наладить учет автомобильных туристов, посещающих приморский край в пляжный сезон. На следующем этапе необходимо создать условия для развития мощной инфраструктуры автомобильного туризма. Определяющая роль инфраструктуры в развитии автомобильного туризма, данные Росстата России свидетельствуют о том, что объектов дорожного сервиса в стране крайне мало и распределены они по огромной территории очень неравномерно. Почти половина мотелей находится в Центральном округе. Неплохо обеспечен придорожными гостиницами Южный округ. Другие регионы страны значительно отстают по данному показателю. Всего в РФ насчитывается чуть более двух тысяч мотелей, а в США их больше 40 тысяч. Придорожный сервис в России только зарождается. На российских трассах недостаточное количество парковочных мест, а качественные стоянки для грузовых автомобилей практически отсутствуют. Например, на всю Россию только две специализированные стоянки для фур, а в Германии – 4 000. Повсеместно не хватает туалетов даже уличных. Возле дорог располагается множество объектов, не имеющих никакого отношения к придорожной инфраструктуре -рынки, офисные и складские помещения. Объекты инфраструктуры, расположенные около дорог, недостаточно освещены в ночное время. Между тем создание придорожной инфраструктуры и сопутствующих сервисов – это единственный сегмент дорожного строительства, который может обеспечить приемлемую доходность инвесторам. Бизнес, со своей стороны, ждет четких правил игры. Необходимо нормативное правовое регулирование объектов придорожного сервиса. В противном случае инвестировать в придорожную инфраструктуру будет слишком большим риском. Если закон об основах государственно-частного партнерства будет принят, есть надежда, что в этот сегмент придут крупные сетевые компании со своими стандартами качества. Министерство транспорта Российской Федерации расчитывает, что до 2025 года объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры России составит около 12,3 трлн рублей. Из них государственные инвестиции – 7,3 трлн рублей, средства, привлеченные за счет различных механизмов внебюджетного финансирования государственно-частного партнерства – порядка 5 трлн рублей. Развитие придорожной инфраструктуры туристской направленности может привлечь дополнительно более 4 млн туристов. Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Зарубежный опыт развития автотуризма показывает, что автотуризм служит основой развития добрососедских отношений между странами мира в области экономики, политики, социально-культурного развития. Автотуризм является важным фактором в формировании открытых транспортных коридоров для проведения дружественных международных экспедиций. Он предполагает использование караванных путей для научно-исследовательской, туристической и спортивной деятельности. В развитых странах автотуризм уже давно и серьезно занимаются благодаря своей хорошей инфраструктуре и сервису. Однако Россия все еще отстает в этом направлении. Мировые стандарты уже сформированы, и нашей задачей является изучение и придерживание их. Исследования, показали, что число дорожно-транспортных происшествий на дорогах, где есть научно-технически обоснованные площадки для отдыха, снижается на треть по сравнению с дорогами, где таких площадок нет. В отечественных публикациях достаточно много информации о зарубежном опыте развития автотуризма. Однако организация автотуризма, законодательство и механизмы получения прибыли пока не достаточно изучены. В данной работе мы хотим обратить внимание на два вида автотуризма, которые пока не развиты в России, но имеют значительную долю дохода. Первый вид автотуризма, который можно назвать караванингом, возник в США и получил широкое распространение в Европе. Караванинг можно разделить на несколько составляющих: специализированная техника для караванинга, специализированные места для остановок и стоянок караванов, а также различные специализированные услуги для караванеров. В Европе все больше людей приобретает автодома и жилые прицепы. Автотуризм доказал свою жизнеспособность и вносит значительный вклад в экономику стран Европы и Северной Америки. Например, в Германии официально зарегистрированы 683 000 автодомов и 570 000 караванов. Общее число автодомов и караванов в Европе составляет более 1,3 миллиона единиц. Отрасль караванинга принесла оборот в размере 10,567 миллиардов евро в 2025 году. Интерес к караванингу среди европейцев продолжает расти, что подтверждают рекордные посещаемости выставок и высокий спрос на технику. Как видно, автотуризм имеет огромный потенциал для развития в России. Следует брать на вооружение мировой опыт и создавать условия для появления караванинга и других видов автотуризма. Мы должны понимать, что автотуризм не только развлечение для отдельных людей, но и важный сегмент туристической индустрии, который может принести значительную прибыль и способствовать развитию экономики. Более того, крупнейшие производители техники для караванеров с удовлетворением отметили беспрецедентный рост объемов продаж до 20% за 2025 год. Что касается караванинга, как туристского сегмента, то по данным Европейской Федерации Ассоциаций кемпингов и караванстоянок на сектор кемпингов и караванинга данный сектор охватывает различные места, площадки, парковые зоны, оборудованные для отдыха и туризма, где предусматривается полное самообслуживание, а плата берется только за размещение) каждый год, в среднем, приходится 23% от всех отдыхающих в Европе. Для примера, только за 2025 год в Германию посетили 5,5 миллиона автотуристов. Также статистика показывает, что европейский автотурист совершает в течение года не менее 3-4 поездок, половина из которых подразумевает длительные поездки на расстояния свыше 1 000 км. Если говорить о США, то нужно отметить, что американцы вообще народ активный. Они не любят сидеть дома, а предпочитают куда-нибудь ездить, открывать для себя новые города, природу и людей. Автотуризм караванинг – новый перспективный сегмент для развития въездного и внутреннего туризма в России. В США вдоль автомобильных шоссе расположено огромное количество кемпингов RV parks, которые обеспечивают все необходимые условия для путешественников: снабжение питьевой водой, электричеством, канализацией, душем, ванной, кухней, местами сбора мусора, местами для выгула животных и т.п. Существуют фирмы и компании, специализирующиеся на доставке почты для адресатов, у которых нет постоянного места жительства mail forwarding services. За определенную плату они доставляют письма и посылки в любое заранее условленное место. Американские кемпинги, как и европейские, делятся по "звездности" в зависимости от списка удобств, которые они предоставляют. Есть свои бренды и сети кемпингов. Стоимость аренды площадки для кемпинга с водой и электричеством около 25 долларов в сутки пенсионерам, инвалидам и военным скидка 50%. При желании можно найти примитивные площадки с туалетными кабинками и летним холодным душем, без подключения к электричеству – их стоимость от 3 до 5 долларов в день. Кстати сказать, место в самом простом по количеству услуг кемпинге у моря будет стоить от 30 до 50 долларов. Накручивая цены, мы караванинг не разожжем. Подчеркнем, что в США кемпинговый туризм – это социальный туризм, доступный всем слоям населения. На необоснованно высокие цены на туристические услуги в России обращают внимание многие исследователи туризма. У нас, наверное, нужно уже вводить ограничения на цены и сделать их более прозрачными для потребителя. Кстати, некоторые страны, активно занимающиеся развитием туризма на своей территории, вводят ограничения по ценам на некоторые виды туристических услуг например, Китай. В настоящее время поток иностранных караванеров пока сдерживают не цены, а другие факторы. Переговоры с иностранными туроператорами из прочих стран, специализирующихся на организации караван-туров, показывают готовность туроператоров увеличить потоки караванеров в разы. Для этого необходима организация хотя бы минимальной инфраструктуры караванинга в наиболее популярных туристских регионах России. Решение этой проблемы может быть произведено в кратчайшие сроки, потому что развитие этого вида туризма имеет ряд преимуществ в организации бизнеса по сравнению с другими видами туризма. Очевидными плюсами этого направления являются: Гораздо менее затратный этап строительства; Возможен более гибкий подход к подбору земельного участка, так как нет необходимости в капитальном строительстве, отсутствие многих согласований и экспертиз ведет соответственно к большему многообразию вариантов при приемлемых ценах; Возможна организация на базе уже существующего комплекса отдыха или реконструкция неиспользуемого; Существенно меньше штат, соответственно легче найти необходимое количество квалифицированного персонала; Нет зависимости от общественного транспорта; Возможность разработки унифицированных проектов и на их базе развития сети аналогичных кемпингов, на которую распространяется информационно-рекламная поддержка со стороны профессиональных, административных и коммерческих структур; Социальное и природоохранное значение, как проекта, развивающего организованный экотуризм, семейный отдых, автотуризм и сопутствующую этому инфраструктуру. Все эти преимущества в совокупности делают этот бизнес более привлекательным для инвесторов. Среди услуг, которые могли бы существенно повысить привлекательность автотуризма в нашей стране можно выделить прокат транспортных средств. Этот вид услуг у нас совершенно не развит. Если говорить о способах организации поездок, то почти 90% автотуристов в России выбирают поездку на собственном автомобиле, что контрастирует с аналогичными данными по Европе и США: в Америке на своей машине путешествуют только 30% водителей, остальные выбирают прокат, в Европе этот показатель составляет приблизительно 50%. Цена семейного дома на колесах среднего класса в среднем составляет $40 тыс. Есть, конечно, и достаточно дорогие автодома повышенной комфортности, цена которых достигает уже $120-150 тыс. Поэтому многие европейцы считают содержание такого транспортного средства экономически нецелесообразным. Поэтому множество автодомов, курсирующих по Европе, взяты в аренду от 100 евро в сутки. Туристские компании тоже не оставляют караванинг без внимания. Например, туры пользуются большим спросом - туристы прилетают в ту или иную точку планеты и отправляются в путешествие на арендованном кемпере. Конечно, качество дорог там несравнимо с нашим. В зарубежных странах постоянно занимаются совершенствованием обслуживания автотуристов. Важным элементом системы является опыт создания государственными органами обратной связи. Многие дорожные администрации организуют обратную связь по их работе в виде вопросников и формируют так называемые обзоры удовлетворенности пользователей автодорог. Опыт исследования мнений потребителей при планировании развития автотуризма нам бы тоже не помешал. Территории многих российских регионов имеют значительный потенциал по разработке разнообразных автомобильных маршрутов. Одним из наиболее перспективных регионов является Крым. В пространстве магистральной автомобильной дороги или ее части возможен кластерный подход к развитию автотуризма. В пользу российского автотуризма играет факт перенасыщения европейской отрасли автотуризма и оригинальность маршрутов. В настоящее время назрела необходимость организовать продвижение российского автотуризма на международном рынке с использованием современных технологий маркетинга. Необходимо способствовать разрушению сложившегося имиджа России в Европе, как страны непривлекательной для туризма из-за низкого уровня безопасности. Для массового внутреннего автотуризма необходимо изменять ценовую политику туристических предприятий, ориентированных на автотуризм. Сегодня для формирования устойчиво растущего сектора автотуризма необходима более мощная поддержка государства и региональных органов управления. В первую очередь необходимы нормативная база и стандарты. Сдерживающим фактором развития этого вида отдыха и туризма в России, является высокая стоимость автодомов и караванов для конечного потребителя, которая, по сравнению с Европой, выше почти в два раза. Так, например, самая простая модель дома на колесах с учетом таможенных платежей стоит 50 000 евро, что делает его малопривлекательным для российских любителей путешествий. В такой ситуации караванинг не может стать массовым явлением. К сожалению, в России автомобили данной категории не производятся. Можно прогнозировать появление подобного производства, но только при наличии сложившегося рынка и достижении минимального уровня продаж, при котором подобный проект станет целесообразным. На данный момент таможенные платежи за ввоз автодомов и караванов в Россию скорее заградительного характера и препятствуют развитию автотуризма. Как показывает зарубежный опыт, именно поддержка на государственном уровне позволяет полностью реализовать перспективы строительства инфраструктуры автотуризма, возможности привлечения инвестиций в развитие придорожного сервиса, а также превратить внутренний и въездной автотуризм в важную доходную часть бюджета государства. В туристской сфере Российской Федерации произошли значительные изменения: геополитическая обстановка, санкции, продолжающийся финансово-экономический спад уменьшили спрос на выездные туристские поездки и увеличили интерес россиян и иностранных туристов к путешествиям по территории Российской Федерации на автомобиле. При этом даже небольшой рост выездного туристского потока значительно на ситуацию не повлиял. Автомобильный туризм автотуризм – разновидность путешествий, преимущественно с культурно-познавательными или спортивными целями, в которых основным видом транспорта является автомобиль. Существует несколько видов автомобильного туризма: автопробег, джиппинг или офф-роуд, караванинг, сафари. За свою историю развития автомобильный туризм прошел путь от элитарных поездок до массового социального явления второй половины ХХ века. Развивая туристскую мобильность россиян и иностранных туристов, расширяя их представления об уникальном природном и культурном наследии нашей страны, автомобильный туризм становится фактором, влияющим на рост доходности территорий, на инвестиционную привлекательность регионов, способствует повышению конкурентоспособности отечественного туристского продукта. Неразвитость инфраструктуры объектов дорожного сервиса, низкое качество дорог, отсутствие автомобильных туристских маршрутов и информации о наличии кемпингов и кемпстоянок – главные проблемы российского автомобильного туризма. Обсуждение проблемы караванинга – вид автомобильного туризма с проживанием в автодомах или автоприцепах – стало наиболее массовым его видом. Его основа – активный отдых на природе, осмотр достопримечательностей, при размещении в кемпинге или в доме на колесах. Данный вид туризма получил широкое распространение в Европе, Северной Америке и способствовал созданию обеспечивающей его индустрии: предприятий по производству автодомов, компаний по их прокату, сервисных станций, кемпингов, туристских фирм, занимающихся разработкой и планированием маршрутов, специализированных информационных систем спутниковой навигации и т.д. В ряде стран караванинг регулируется на государственном уровне. Например, в Великобритании существует закон о кемпстоянках, устанавливающий определенные требования к инфраструктуре караванинга, а также общие стандарты для караванов, который был принят еще в 1960 году. Согласно статистике Европейской федерации производителей караванов, общее количество автодомов и караванов в Европе, зарегистрированных в качестве транспортного средства, превысило 1,5 миллиона и 4 миллиона соответственно. Только в Германии, по состоянию на 2025 год, официально зарегистрировано 450 тысяч автодомов и 400 тысяч караванов. Общий оборот европейской индустрии караванинга превысил 10 млрд. евро, указывая, что автомобильный туризм вносит значительный вклад в экономику Европейского союза. По данным Европейской федерации ассоциаций кемпингов и кемп стоянок, на сектор кемпингов и караванинга ежегодно приходится 24% всех отдыхающих в Европе. Европейский автомобильный турист совершает в течение года не менее 3-4 поездок, половина из которых – это длительные, на расстояния более 1000 км. Европейский автомобильный туризм базируется на сети, насчитывающей около 30 тыс. туристских кемпингов. Германию, имеющую около 3 тыс. кемпингов, в год посещают более 5,5 млн. автомобильных туристов из других стран мира. Что касается Российской Федерации, то ежегодный въездной поток иностранных автомобильных туристов-караванеров не превышает 2,5 тыс. человек, что связано с отсутствием сети кемпингов, отвечающих требованиям международных стандартов, сложностью оформления таможенных формальностей, отсутствием информации о маршрутах передвижения и гарантий безопасности туристов. Субкультура кемпинг-туризма – комфортного отдыха на природе окончательно утвердилась с появлением модного течения эко-туризма в стиле глэмпинг гламурный кемпинг с участием видных общественных деятелей, знаменитостей и других. Этот фактор знаменовал собой момент окончательного оформления кемпинг-индустрии как нового вида экономической деятельности. С появлением таких продвинутых покупателей, которые приемлют только экологически чистые продукты и отказываются от тех, которые негативно влияют на окружающую среду, произошли инновационные изменения в технологии обслуживания туристов в кемпингах, что привело к ре-дизайну туристского продукта. Теперь кемпинги стали больше походить на парки культуры и отдыха, предоставляя различные виды услуг связанные с размещением туристов, организацией их досуга, питанием, проведением праздников и мероприятий и т.д. Результатом всех этих изменений стали различные типы кемпингов, включая караван-парки, холидей-парки, кемпинг-парки, шале-парки, туринг-парки, лайф стайл-виллиджы, эко-виллиджы, арви-парки и другие. Однако, несмотря на многообразие типов кемпингов, основные услуги, являющиеся основой туристского продукта, остаются прежними. Кемпинги продолжают предоставлять туристам условия для размещения в трех базовых типах объектов кемпинг-размещения: палатки, автодома караваны, мобильные дома, которые принадлежат туристам на праве собственности. Кемпинги сдают в аренду специальные чср частные средства размещения, которые устанавливаются на питчах. С течением времени эти объекты видоизменились, став более современными, удобными и эргономичными. Кроме палаток, теперь кемпинги предлагают также различные стилизованные объекты размещения, такие как юрты, типи, шалаши, яранги и гэры. Они особенно популярны в глэмпингах, гламурных кемпингах. Также вариантами размещения являются автодома и караваны, которые могут полностью заменить жилые квартиры и предоставить комфортные условия для семьи. Кроме того, встречаются и другие типы комфортного размещения, такие как дома на деревьях, кемпинг каюты, поды, геодезические кошки и т.д. Для размещения чср на территории кемпинга предусмотрены специальные благоустроенные места питчи, на которых устанавливается необходимое оборудование для их полноценного функционирования. В зависимости от типа кемпинга, питчи могут предназначаться для размещения мобильных домов, палаток или автодомов, караванов. Аренда питча является основным предложением кемпинга на рынке, которое дополняется другими услугами, повышающими его привлекательность. В британской системе сертификации кемпингов выделяются три основных типа кемпингов: холидей-парки, где большинство питчей заняты мобильными домами; туринг-парки, где большинство питчей предназначены для размещения караванов, автодомов; и кемпинг-парки, где большинство питчей предназначены для размещения палаток. Если различные типы питчей представлены в равном количестве, то используются комбинированные названия, такие как караван-холидей парки или караван-кемпинг парки. Одним из главных изменений в процессе ре дизайна туристического продукта кемпингов стало повышение качества услуг. Кемпинги перестали быть просто дешевыми местами для проживания и превратились в комфортные и безопасные туристические парки. С помощью инновационных технологий в области эко-инжиниринга, эко-строительства и ресурсосбережения кемпинги смогли достичь баланса интересов человека и природы. Таким образом, они стали привлекательными для новых сегментов туристов и заняли центр рынка, привлекая массовые потоки туристов. Важным фактором в развитии кемпинг-туризма стало повышение стандартов качества услуг. В развитых странах приняты национальные системы стандартов, которые обеспечивают гигиену, чистоту, эстетику и безопасность на кемпингах. Кроме того, важными требованиями являются активный отдых на природе, высокое качество обслуживания, наличие туристических аттракций и специальных мероприятий. Кемпинги стали особенно популярными среди слабо защищенных социальных слоев населения, таких как инвалиды, дети, пожилые люди, беременные женщины и женщины с маленькими детьми. Для таких людей кемпинги стали доступным и недорогим вариантом полноценного отдыха на природе. В итоге кемпинги стали самым популярным форматом отдыха на природе в некоторых странах, привлекая до 80% туристского трафика. Традиционные палаточные лагеря, организованные самодеятельными туристами, больше не соответствуют современному кемпинг-туризму, так как не предоставляют необходимой инфраструктуры и комфорта, а также не обеспечивают контролируемого качества услуг. Основными предоставляемыми туристу услугами являются транспорт, проживание и питание, но в текущих реалиях эти услуги недостаточны для удовлетворения потребностей гостей и формирования туристской привлекательности региона. Для аналитической оценки сектора туризма и гостеприимства, а также баз отдыха в условиях пандемии covid-19, были проведены исследования, основанные на вторичных источниках информации. Особое внимание было уделено анализу функционирования баз отдыха, их местоположению было отображено на картах. В ходе этого исследования были применены экономико-статистические методы для оценки характеристик баз отдыха, а также других предприятий в сфере туризма и гостеприимства нашего региона. Были выявлены особенности и тенденции их развития. Сравнительный анализ развития баз отдыха в крае за последние три года, проведенный авторами данной статьи в 2025 году, позволил определить количество предприятий, подтвердивших свои категории: 81 предприятие, из которых 2 предприятия имели 3 звезды, 10 предприятий имели 2 звезды, а 69 предприятий не имели звезд. Также был проведен анализ количества баз, предлагающих свои услуги на различных сайтах, и было выявлено, что всего их было 750. Одной из основных проблем, выявленных по отзывам гостей, было несоответствие цена-качество предоставляемых продуктов и услуг средствами размещения. В то же время анализ предпочтений российских туристов за последние три года показал, что основное внимание было обращено на пляжный отдых, и спрос на него продолжает расти. Туристический спрос связан с удовлетворением потребностей в активном и пассивном отдыхе на морских побережьях, пляжах и инфраструктуре. 2025 год не стал исключением, и мы наблюдали повышенный спрос на базы отдыха, аренду домов, коттеджи, кемпинги и пансионаты, в связи с улучшением предпочтений отдыхающих. Сравнивая предпочтения отдыхающих между санаториями (7,8 млн человек) и базами отдыха (12 млн человек), можно сделать вывод, что потребность в летнем отдыхе на базах отдыха превысила интерес к санаториям в 1,5 раза. В первую очередь такая потребность вызвана усталостью в течение года, поэтому для восстановления сил, снятия напряжения, россияне предпочитают сменить обстановку и отправиться в основном семьей с детьми в среднем на две недели с отложенными средствами около 35 тыс.руб. на человека, на отдых с качественными и комфортными условиями проживания. Качество и комфорт, предоставляемый гостям, должно оценить само предприятие, подтвердив его свидетельством о классификации. Изменения, которые произошли, когда пандемия сделала этот год особенным во всех отношениях, многие увидели, что их планы на путешествия рушатся. В связи с опасениями заражения коронавирусной инфекцией 42% россиян не стали планировать турпоездки. Базы отдыха края: состояние и перспективы развития. С апреля, по данным аналитической платформы, стал набирать темпы внутренний турпоток. Опираясь на опыт посещения регионов в предыдущем году, в рамках развития внутреннего туризма большинство российских туристов планировали пляжный отдых. В этот период становится понятно многим предприятиям индустрии гостеприимства и туризма, что для развития туристского продукта в России определяющее значение для всей отрасли имеет только региональный подход. Произошло изменение туристской траектории вместе с предпочтениями путешественников, большей частью ориентируясь на здоровье, безопасность и доверие. Также важным изменением стало пространственное значение для туристов, средняя продолжительность пребывания, организация отдыха, предпочтения, форма отдыха и используемый тип жилья, многое из перечисленного связано с изменением возраста потребителей. Важным было и остается для отдыхающих доступная информация о развитии инфраструктуры на территории предприятия, уровень качества и комфорта, наличие основных и дополнительных услуг, а также соответствие цена-качество. В создавшейся ситуации, для предприятий индустрии туризма и гостеприимства становится очевидно, что только тесное сотрудничество с гостями, учитывая их персонализированные пожелания и расширение цепочки создания индивидуальных ценностей, сможет увеличить количество клиентов и привлечь их на своё территориальное пространство. Персонализация стала выражаться через развитие цифровых технологий, особенно это важно для формирования безопасной и беспрепятственной территории путешествия. Многие средства размещения безопасно установили программы виртуального общения с гостями, а требования к инженерным коммуникациям зданий стали основаны на цифровых решениях. После периода домашней изоляции акцент сместился на мобильность, что способствовало развитию медленного перемещения по стране и новому виду связи с окружающим проcтранством. В результате, концепция медлительности начала пользоваться популярностью - люди стремились уйти от суеты, успеть везде и избегать толп. Часто они искали спокойные и изолированные места, где можно отдохнуть, быть в окружении природы и провести время с семьей на автомобиле. В связи с этим, базы отдыха все чаще привлекали туристов, независимо от их местоположения - неподалеку от моря или в глубине леса. Заповедник давно и успешно осуществляет большую и очень востребованную работу по популяризации знаний о природе. Здесь оборудованы экологические тропы, позволяющие познакомиться с миром дикой природы, построен современный визит-центр, сотрудники создают большое число разнообразных программ и публикуют информационные материалы (фильмы, настольные игры, книги и газеты). Создание рядом с заповедником природного парка, в котором познавательный туризм является одним из основных направлений деятельности, несомненно, повысит туристическую привлекательность этой части района. Региональный гидрологический памятник природы также попал в класс со средним экотуристическим потенциалом, т. к. водопад доступен на автомобиле и представляет собой красивый обустроенный рекреационный объект. Маленькие размеры ООПТ не способствуют проведению здесь массовых мероприятий, однако возможен экотуризм для небольших групп. Обобщенные результаты анализа эко туристического потенциала приведены. Анализируя полученные показатели эко туристического потенциала необходимо помнить, что все ООПТ, для которых проводились расчеты второго этапа, имеют высокие показатели параметра привлекательность и доступность», а следовательно, все они могут быть задействованы в туристическом бизнесе. Однако каждая ООПТ в выделенных четырех группах эко туристического потенциала имеет свою специфику. Полученные результаты анализа показывают, что в группу с высоким экотуристическим потенциалом вошли территории со средним рейтингом по показателю «привлекательность и доступность, но не имеющие строгих ограничений по режиму охраны и при этом довольно часто со значительной площадью. А ООПТ с более высоким рейтингом по показателю «привлекательность/доступность», но с более жестким режимом охраны получили более низкий показатель экотуристического потенциала. Это не означает, что данные объекты не стоит рассматривать как объекты экотуризма. При формировании туристического продукта они могут посещаться небольшими группами или же в качестве объектов научного туризма. В случае же с заповедником «Пасвик» и природным парком «Кораблекк» существенную роль в понижении рейтинга сыграл факт приграничного положения и связанных с этим ограничений. Обсуждение результатов Учитывая следующие параметры: 1) ООПТ имеет высокий экотуристический потенциал, 2) ООПТ включает популярные туристические маршруты, 3) ООПТ расположены внутри территорий, перспективных для развития туризма и рекреации природный парк «Полуострова Рыбачий и Средний»; – заказник «Кутса», экотуристический потенциал которого значительно возрастет в случае его реорганизации в природный или национальный парк. Перспективные зоны развития туризма и отдыха в мурманской части ЗПФ Как уже упоминалось, для развития сети туристических маршрутов необходим каркас из узловых объектов. Именно такими объектами могут стать ООПТ, характеризующиеся высоким экотуристическим потенциалом. Рядом с каждой из этих природных территорий имеется некоторое количество других туристических объектов – исторических, культурных, объектов промышленного туризма и пр. Проанализировав эти «скопления» туристических аттрактантов, а также принимая во внимание наличие дорожно-транспортной сети и рекомендации туроператоров, работающих в области природного туризма, были выделены три перспективные зоны развития туризма и отдыха в части ЗПФ и определены особенности каждой из них. Полуостров–туристическая зона включает в себя расположенный на них одноименным природным парком и материковую часть. Территория характеризуется экспоненциальным ростом туристического потока на протяжении последних десяти лет. Автокемпинги — новый туристический бренд, который набирает популярность среди путешественников, стремящихся к свободе и независимости. Это не просто способ провести время на природе; это истинное искусство соединения комфорта и близости к природе. Автокемпинги предлагают уникальный опыт, позволяя исследовать живописные маршруты, находить уединенные места и наслаждаться красотой природы в кругу семьи или с друзьями. С развитием технологий и возрастанием интереса к экологичному туризму, автокемпинги становятся все более доступными. Современные автодома и прицепы обеспечивают все условия для комфортного проживания: от полноценной кухни до благоустроенных спален. Это позволяет организовать незабываемый отдых, не отказывая себе в привычных удобствах. Бренд автокемпингов активно делится идеями для путешествий, рекомендациями по маршрутам и реализацией интересных программ для себя и своих клиентов. Становясь частью этого нового движения, туристы получают возможность отправиться в приключение, полное открытий и новых впечатлений, наполняющее душу гармонией и радостью. Такие поездки укрепляют связь с природой и дарят незабываемые моменты. Путешествия по российским курортам на автомобиле предлагают отдыхающим разнообразные возможности для активного и пассивного отдыха. На южном побережье, в Крыму, можно насладиться теплым морем, песчаными пляжами и уникальной природой. В то же время, на море, отдыхающие могут насладиться красивыми пейзажами, чистым воздухом и уединенными пляжами проживая в кемпингах. Отдых на российском побережье столь популярен благодаря его разнообразию. Теплые воды Черного и Азовского морей привлекают любителей купания и водных видов спорта. Берега моря идеальны для тех, кто ищет более прохладный климат и спокойный пляжный отдых. Российское побережье славится не только своими пляжами. Многие прибрежные города и курортные зоны предлагают богатый исторический и культурный опыт. Например, город Феодосия, расположенный на берегу Черного моря, является одним из старейших курортов России и предлагает множество исторических достопримечательностей и музеев. Судак, также расположенный на Черном море, известна своими археологическими раскопками и древним городом-крепостью. Ялта, расположенная на южном берегу Крыма, славится своими дворцами, парками и богатой литературной историей. Инфраструктура туризма на российском побережье также хорошо развита. Вдоль береговой линии расположены многочисленные отели, курорты, пансионаты и частные гостевые дома на любой вкус и бюджет. Транспортная сеть, связывающая прибрежные города и курортные зоны, хорошо организована, что позволяет путешественникам легко перемещаться по региону. Кроме того, российское побережье предлагает разнообразные возможности для отдыха на свежем воздухе. Отправьтесь в поход по живописным тропам гор, насладитесь велопрогулкой по побережью моря или исследуйте захватывающие дух пейзажи косы Беляус. Рыбалка, дайвинг и сноркелинг также являются популярными занятиями в прибрежных водах России. Благодаря своему разнообразию, культурным достопримечательностям и развитой инфраструктуре, отдых на море в России является идеальным выбором для путешественников со всего мира. Независимо от того, ищете ли вы расслабляющий пляжный отдых или захватывающее приключение на свежем воздухе, российское побережье предлагает что-то для каждого. Глэмпинг, сокращение от гламурного кемпинга, - это роскошная форма кемпинга, которая позволяет людям наслаждаться прекрасным отдыхом на свежем воздухе, не жертвуя комфортом и удобствами традиционного отдыха. Вместо того чтобы разбивать палатку и спать на земле, глэмперы останавливаются в стильных и хорошо оборудованных помещениях, таких как юрты, палатки для сафари, трейлеры Airstream или домики на деревьях. Отдых в глэмпинге обычно включает в себя такие мероприятия, как пешие походы, рыбалка, катание на каяках или просто наслаждение прекрасными пейзажами. Многие места для глэмпинга также предлагают изысканные блюда, спа-услуги и другие высококлассные удобства для улучшения впечатлений. Независимо от того, предпочитаете ли вы расслабиться в гидромассажной ванне под звездами или поджарить зефир у уютного костра, гламурный отдых обязательно станет уникальным и запоминающимся отдыхом на свежем воздухе. Кемпинговый туризм — это тип путешествия, при котором люди ночуют на открытых площадках, таких как палаточные лагеря, национальные парки или дикие места. Это включает в себя установку палаток, приготовление еды на костре и знакомство с природой. Кемпинговый туризм позволяет людям отключиться от технологий, воссоединиться с природой и заняться активным отдыхом на свежем воздухе, например, походами, рыбалкой или наблюдением за звездами. Это популярный способ исследовать новые места и насладиться отдыхом на свежем воздухе. Глэмпинг – это роскошный и стильный вариант размещения, предлагающий более гламурный и комфортный отдых в кемпинге. Обычно глэмпинги оснащены современными удобствами, такими как кровати, мебель, системы отопления и охлаждения, а иногда даже водопровод. Они предоставляют гостям уникальную возможность насладиться отдыхом на свежем воздухе, сохраняя при этом домашний комфорт. Дома для глэмпинга могут различаться по размеру и стилю: от уютных домиков до просторных юрт или палаток для сафари. В последнее время в России вопрос повышения уровня внутреннего и въездного туризма стоит достаточно остро. Сегодняшняя обстановка требует внедрения новых форм туристской деятельности, формирования новых дестинаций, разработки норм и стандартов, согласно которым будет вестись проверка на соответствие им различных объектов туристического показа и средств размещения. Сегодня в повышении уровня как внутреннего, так и въездного туризма весьма успешно играет автотуризм. При выборе туристических направлений самодеятельные путешественники на первый план выдвигают такой фактор, как стоимость трансфера и средства размещения. Кроме того, возрос рост числа автомобилей в личном пользовании, увеличился темп жизни, повысился уровень урбанизации, открылись новые автодороги нашей страны. Эти факторы повлияли на необходимость более интенсивного развития автотуризма. Автотуризм – это путешествия людей в страны или местности, отличные от их постоянного места жительства, в которых основным средством передвижения выступает частный или арендованный автомобиль. Развитие автотуризма повлекло за собой развитие такого явления, как караванинг. Караванинг – достаточно актуальное и перспективное направление российского туризма. В настоящее время караванинг получил широкое распространение прежде всего в Европе и Америке. Данное направление автотуризма разнообразно, как разнообразны и цели использования караванинга: это может быть и отдых выходного дня, это могут быть как короткие, так и дальние путешествия, предполагающие осмотр объектов туристского показа, природно-климатических достопримечательностей и другое. Стоянка на одной точке в кемпинге в течение длительного периода, а также различные виды активной деятельности также являются характерными особенностями караванинга. Караванинг – удобный и увлекательный способ путешествия как для семей с детьми, групп молодых людей, пенсионеров и других категорий путешественников. «Дом на колесах» породил целую индустрию, включающую в себя производителей домов, сервисные услуги, туристические фирмы, разрабатывающие туристические маршруты и, конечно, кемпинги. Кемпинг – это место для автотуристов с выделенной территорией, оборудованной местами для стоянки с подводом электричества, местами для заправки воды и слива отходов, стационарными туалетами и душевыми, а также местами для палаток или легких домиков бунгало. Кемпинг может также включать инфраструктуру сферы обслуживания, например, магазины, кафе, аквапарки и другие объекты. Стандартный кемпинг должен отвечать следующим минимальным требованиям к инфраструктуре: выбор места, территория, техническое обеспечение, размещение и инфраструктура. Кроме требований к инфраструктуре кемпингов, очень важное значение имеют требования к качеству предоставляемых услуг, такие как гигиена, чистота, эстетика, безопасность, активный отдых на природе, высокое качество обслуживания, туристские аттракции и объекты показа, а также программа специальных мероприятий и событий. В результате анализа и разработки требований в данном направлении сформировалось новое туристское направление – кемпинг-туризм кемпинг-индустрия, который включил в себя различные виды самодеятельного туризма, связанные с комфортным и безопасным отдыхом в кемпингах, чаще всего связанный с проживанием в частных мобильных переносных средствах размещения. Кемпинг-туризм - это форма отдыха, предоставляющая возможность получить полноценный отдых за небольшую стоимость. Он особенно удобен для незащищенных слоев населения, таких как инвалиды, пожилые люди, женщины с маленькими детьми и др. Кемпинги представляют собой специально оборудованные места для размещения автодомов и караванов, где люди могут временно проживать в природной среде. Кемпинги также могут быть классифицированы в зависимости от предоставляемых услуг и степени комфортности. В Европе они обычно классифицируются так же, как и отели, с использованием системы звезд. Одним из основных показателей комфортности является размер парковочных мест для каждого автодома. Комфортность кемпингов также зависит от различных факторов, таких как уровень безопасности, доступность питьевой воды, уровень освещенности, чистота территории и уборка мусора, наличие туалета, душа, стиральных машин и мест для очистки биотуалета, а также наличие электрических розеток для подключения мобильного дома. Европейские кемпинги предлагают широкий спектр услуг и предоставляют высокий уровень комфорта. Они имеют разное количество звезд, указывающее на качество предоставляемых услуг. Например, кемпинг с одной звездой предлагает электрические розетки и основные удобства, такие как душевые кабинки и кухонный блок. С кемпингами, отмеченными четырьмя или пятью звездами, связаны более высокие стандарты комфорта, включая большую площадь парковочных мест, разнообразные услуги и дополнительные удобства, такие как рестораны и кафетерии. Европейцы активно пользуются возможностью отдыха в кемпингах. У них развито понимание организации кемпинг-площадок и они ценят возможность наслаждаться природой, не тратя много денег. В то время как в России кемпинг-туризм еще не так распространён и популярен, в Европе этот вид отдыха является практически национальной традицией. Таким образом, кемпинг-туризм - это доступный и комфортный способ провести отпуск, позволяющий наслаждаться природой и расслабиться, не выезжая из города. В России этот вид отдыха только начинает развиваться, но потенциал для его роста и популяризации безусловно есть. Для наших туристов европейские кемпинги – это семейный, комфортный, удобно организованный отдых, где можно сократить свои финансовые расходы и насладиться красотами европейской природы. В большинстве случаев европейские кемпинги разделены на три секции: 1. стационарные вагончики – бунгало это домики из одной или двух комнат со спальными местами, нишами с встроенной кухней и небольшой гостиной, туалетом, душем, которые обычно принадлежат кемпингу; 2. места для мобильных вагончиков, то есть по функциональности это те же самые бунгало, но европейцы либо на них же и ездят от кемпинга к кемпингу, либо возят за собой на прицепе. В таких мобильных домиках есть спальные места, мини-кухня и душ; 3. поляна, где поселяются те, кто путешествует с рюкзаком и собственной палаткой, т.е. своего рода небольшой палаточный городок. В европейских кемпингах предоставляется целый ряд различных услуг, предоставление которых зависит от звездности кемпинга. Чем больше звезд у кемпинга, тем больше сервисных услуг. Перечислим несколько из них: инфраструктура электричество, водопровод, канализация, газ, телевидение, замена газовых баллонов, интернет, камеры хранения, комнаты отдыха, места для готовки, места для выгула и купания собак и другие, продуктовое снабжение, места общественного питания (закусочные, рестораны), досуг детские площадки, купание в естественном водоеме, открытый бассейн, настольный теннис, спортивные площадки, прокат различных снаряжений для рыбалки, охоты, дайвинга и т.д., передвижные домики, бунгало, палатки. Таким образом, европейские кемпинги действительно хорошо продуманы с точки зрения удобства и комфорта отдыхающих. Путешествуя по Европе, туристу не составит труда найти кемпинг, так как система указателей для туристов действительно хорошо развита. Также полноценную информацию турист может с легкостью найти в сети интернете. Существует множество различных сайтов, где дана вся информация по кемпингам, по их расположению и предоставляемым услугам. К сожалению, среди российских туристов кемпинг-туризм не пользуется таким спросом. Хотя на территории Российской Федерации существует несколько кемпингов. Почему же Россия до сих пор не стала страстным, успешно реализующим кемпинг-туризм? Ответ на этот вопрос в первую очередь кроется в непонимании специалистами кемпинг-индустрии, как правильно организовать кемпинг и успешно продвинуть его на мировом и внутреннем туристических рынках. Для этого необходимо, во-первых, создать ассоциацию российских кемпингов как национальную саморегулируемую организацию в области автотуризма и караванинга. Во-вторых, разработать нормы, стандарты, технические и организационные требования для российских кемпингов в соответствии с международными требованиями. В-третьих, достаточно важным для развития современной кемпинг-индустрии является проведение исследований в данной области: сбор и анализ статистических данных туристских рынков, сравнение состояния кемпинг-туризма в России и зарубежных странах. Очень полезным станет организация и участие в различных международных, общероссийских, региональных автотуристских выставках, форумах, фестивалях и других мероприятиях. Сегодня необходимо повысить поток как иностранных автотуристов, так и отечественных. Но, к сожалению, многие из отечественных туристов и туроператоров просто не знают и не понимают, как правильно организовать и оборудовать кемпинг. Им возникает потребность, чтобы им рассказали, а лучше показали, как это должно быть. В отношении данной темы, возникла идея создания межрегиональной общественной организации под названием «Лига караванеров». В сотрудничестве с ФГБОУ ВО Российский государственный университет туризма и сервиса» была разработана учебная, образцовая модель кемпинга, которая полностью соответствует всем европейским требованиям кемпинга. Она будет использоваться для демонстрации всех возможных зон кемпингов в Европе. Студенты, обладающие специализированными специальностями, смогут более подробно изучить структуру кемпингов на примере этой модели. Это привлечет больше внимания к данному направлению туристской и гостиничной индустрии, открывая возможности для проведения различных семинаров и конференций, а также возможность наглядно показать, каким образом должен выглядеть кемпинг, каким требованиям и стандартам он должен соответствовать и какие услуги должен предоставлять. Из всего вышеупомянутого можно сделать вывод, что сегодня в России есть огромное количество природных и туристических ресурсов. Существует множество мест, где возможно организовать настоящий полноценный кемпинг, оборудованный по европейским стандартам и нормам. Необходимо проделать большую работу для того, чтобы Россия стала страной, дружественной для кемпинг-туризма. Кемпинги сегодня являются отличной альтернативой привычным средствам размещения, таким как отели, гостиницы, хостелы и другие. Кемпинги предоставляют возможность не только сэкономить во время своих путешествий, но и насладиться прекрасным отдыхом на природе, общением с иностранцами, а также возможностью насладиться приятной и дружественной атмосферой, которая обычно царит в кемпингах. В первом десятилетии 21 века развитие кемпингов стало ведущим трендом в мировой туристской отрасли. Некоторые ученые даже называют эту тенденцию мегатрендом, так как она знаменует смену парадигмы туризма - смену пассивного потребления турпродуктов, предлагаемых туроператорами, на активную организацию путешествий и отдыха самими туристами самодеятельный туризм. Это вызвано рядом факторов, важнейшими из которых являются: 1. Изменение глобального климата и ухудшение экологии, что привело к формированию представлений о том, что природы может не хватить на всех, и будущие поколения будут лишены возможности наслаждаться природой, которая существует сегодня. Этот фактор привел к резкому увеличению массового семейного самодеятельного туризма, когда родители могут передать своим детям мудрость поколений на природе, например, путем посещения социальных кемпингов или кемпингов для семей. 2. Внедрение новых ресурсосберегающих и экологичных технологий позволило найти новые решения для строительства кемпингов в природоохранных территориях, национальных парках и заповедниках без ущерба для окружающей среды. Многие парки развлечений внедрили зеленые технологии строительства кемпингов, чтобы предложить туристам комфортные условия проживания и увеличить длительность их пребывания в парках. 3. Глобальные экономические потрясения в конце 20-го и начале 21-го века стимулировали развитие новой, более экономичной модели формирования бюджета туристов. Особое внимание потребителей при этом обращается на стоимость трансфера и размещения в месте отдыха. Этот фактор привел к активному развитию автотуризма и особенно популярного в этой области феномена - караванинга, путешествия на автодомах и домах на колесах. 4. Эпоха телевидения уступила место эпохе интернета. Пассивное потребление информации было заменено активным участием потребителей в генерации информации. В результате можно сказать, что развитие кемпингов стало главным трендом в мировой туристской отрасли. Это вызвано изменением климата, развитием экологических технологий, глобальными экономическими потрясениями и переходом к активному участию туристов в организации своего отдыха. Развитие социальных сетей способствовало самоорганизации самодеятельного туризма, что побудило туроператоров дефрагментировать свои пэкидж-туры до поэлементных, специальных и индивидуальных предложений в узких тематических сегментах рынка. В настоящее время кемпинги в развитых странах сформировали, по сути, новую отрасль – кемпинг-индустрию, специализирующуюся на обслуживании активного самодеятельного туризма. Условно, современные кемпинги можно подразделить на четыре основных типа: 1. Туристские парки, которые представляют собой «микс» различных услуг размещения палатки, караваны, автодома, шале, бунгало, мобильные дома, кемпинг-каюты и др. Часто туристские парки располагаются в парках культуры и отдыха и, кроме услуг проживания, предоставляют широкие возможности для активного отдыха и развлечений. 2. Кемпинг-курорты кемпинг-ризоты, которые предоставляют услуги более высокого качества и обычно располагаются вблизи природных ресурсов, обладающих лечебным эффектом лечебные грязи, минеральные воды и т.д., что привлекает значительный поток туристов, прибывающих с целью рекреации. 3. Тревел-парки, которые являются объектами придорожного сервиса, располагаются вблизи автомобильных дорог с большим трафиком и предлагают транзитным туристам услуги кратковременного отдыха и полноценного бытового обслуживания. По сути, это вариант эко-мотелей. 4. Событийные кемпинги, которые представляют собой временные палаточные лагеря городки, действующие на протяжении каких-то социальных праздников, событий, мероприятий. К сожалению, смена парадигмы туризма, повсеместно переходящего на модель обслуживания активного, дифференцированного, самодеятельного туризма, до сих пор не коснулась российского рынка. Ответ на вопрос, почему Россия до сих пор не стала страной, дружественной для кемпинг-туризма, кроется в несовершенстве российской нормативной базы. Многие положения и правовые нормы российского законодательства о туризме без изменений воспроизводятся еще с советских времен и, как правило, отражают ситуацию полувековой давности, когда еще не существовало современных технологий эко-инжиниринга, позволяющих без ущерба для природы создавать цивилизованные условия комфортного отдыха на природе – с комфортными туалетами и другими бытовыми удобствами. В результате, самая большая проблема в России – это возвести на законных основаниях обычный туалет на землях рекреационного назначения. Лесной, земельный, водный кодексы, закон об особо охраняемых природных территориях и целый ряд других нормативных документов РФ содержат множество ограничений, которые, в своем совокупности, создают непреодолимый барьер на пути создания современных благоустроенных кемпингов туристских парков, которые могли бы соответствовать международным стандартам. В практике управления туристской отраслью в России до сих пор используется архаичная узковедомственная модель управления, которая сводится, по сути, к «взаимодействию» с коллективными средствами размещения и периодическому проведению имиджевых мероприятий. Огромные бюджетные средства «закапываются в землю» на возведение дорогостоящих гостиниц, вместо того, чтобы использовать наработанный опыт по строительству недорогих кемпингов с комфортным уровнем проживания на уровне 3-х звезд и минимальным ущербом для природы. До сих пор в России не получили распространение и такие инструменты, как система индикаторов устойчивого развития туризма «etis», которые позволяют эффективно регулировать деятельность кемпингов со стороны государства. В результате в России кемпинги остаются сезонными лагерями автотуристов, которые стихийно появляются и исчезают, оставляя за собой мусор, вытоптанные поляны и незаконные постройки, что причиняет немалый ущерб окружающей среде, на восстановление которой требуются значительные денежные средства. Одной из причин отставания нашей страны в развитии современной кемпинг-индустрии является недостаток научного осмысления данной проблемы и отсутствие серьезных исследований в этой области для изучения зарубежного опыта. Кемпинг как туристический продукт имеет сложную природу, и хотя он не приносит прямого экономического эффекта, он оказывает сильное косвенное влияние на локальные дестинации. Это проявляется в формировании стабильного потока самостоятельных туристов, привлекаемых комфортными условиями отдыха на природе по доступным ценам. Развитие массового самостоятельного туризма приводит к мультипликативному эффекту на местную экономику, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению налоговых поступлений и общему повышению уровня и качества жизни местных жителей. В России были попытки реализации кемпинговых проектов в соответствии с современной концепцией их развития. Однако, в справочниках Европы значится всего лишь 6 российских кемпингов, которые можно с трудом отнести к уровню европейских кемпингов. Для сравнения, во Франции их более 9000. Все эти факторы указывают на необходимость научного изучения кемпинг-индустрии в России и создания общей теории ее развития. Это позволило бы разработать комплексный подход к изучению мирового опыта и созданию нормативной базы в области рекреации и туризма. Как отметил Э. Брукер, кемпинги - это возврат в будущее на основе современных стандартов качества туристических услуг. Это возвращение к старым традициям путешествий с учетом новейших тенденций в развитии туристической инфраструктуры, особенно в области альтернативного размещения, на примере современных туристических парков. Для России кемпинги представляют новый путь, который может возродить советские традиции самостоятельного туризма в современном формате комфортного отдыха на природе в благоустроенных кемпингах - туристических парках. Автомобильный туризм имеет давнюю историю. Первые путешествия на личном автотранспорте стали совершаться по мере развития автомобильной промышленности. Одним из самых распространенных определений автотуризма является следующее: автомобильный туризм – путешествия людей в страны или местности, отличные от их постоянного места жительства, в которых основным средством передвижения выступает частный или арендованный автомобиль. Из всех видов активного туризма это самый комфортный представитель, который сочетается с различными предпочтениями туристов во время путешествия и отдыха. В последние годы в России заметно возрос интерес к автомобильному туризму. Это можно объяснить рядом причин. Значительно вырос парк личного автотранспорта за счет импорта зарубежных автомобилей. Повысилась надежность автомобильной техники. Широкое распространение получили высоко проходимые автомобили. Улучшились возможности по ремонту автомобильной техники зарубежных марок. Немаловажно то, что владельцы автомобилей сильно помолодели. В последнее десятилетие увеличилась сеть дорог хорошего качества. Появилось больше автотуристов, которые пропагандируют этот вид туризма, осваивая новые туристские дестинации и маршруты. Немалой важной причиной является повышение уровня криминальной безопасности путешествий по России. Благоприятно отражается нормализация ситуации в стране, которая приобретает более стабильный характер. Преимущества автотуризма перед другими видами туризма в России заключаются в том, что автотуризм в основном является самостоятельным видом туризма. Разные люди по разным причинам выбирают этот вид туризма. Существуют люди, которым просто доставляет удовольствие езда на автомобиле. Автотуризм дает наибольшую свободу выбора: своего маршрута дороги, места остановок и стоянок, времени путешествия, импровизации программы во время путешествия. Человек, путешествующий на автомобиле, не ограничивается в пространстве, ведь он может посещать города и села, различные достопримечательности, которые ему будут интересны. При этом исключается проблема с тем, на чем добраться до нужного места и, вообще, ходит ли туда хотя бы какой-то транспорт. Постоянное наличие автотранспорта делает туриста очень мобильным и позволяет увидеть максимально большое количество туристских объектов. Автотурист может в любой момент изменить маршрут, закончить или продолжить путешествие. Автотурист сам определяет все самое необходимое, что понадобится в путешествии вещи, оборудование. В то же время автомобиль позволяет брать с собой в дорогу более широкий диапазон таких вещей. Турист не ограничен возможностями наличия одного или двух чемоданов при путешествии на поезде или самолете, ему не нужно так заботиться о багаже, как в других поездках. Некоторых людей особенно влекут уединенные места, где сохранены уникальные природные условия, недоступные для посещения массовым туристам. Автотуризм – это не только возможность планировать свое время по своему усмотрению, но и определять, с кем совершать путешествие. Автомобильные поездки часто совершаются в компании единомышленников и друзей, позволяя общаться с теми людьми, которых ты сам выбираешь. В этом случае появляется возможность разделить все расходы между несколькими участниками путешествия. При групповом автотуризме удается оптимизировать содержание багажа и повысить безопасность путешествия за счет взаимовыручки в непредвиденных ситуациях. В автомобильном туризме шире возможности планирования поездки в соответствии со своим бюджетом. Часто автомобильный туризм позволяет снизить транспортные расходы и расходы на проживание. Особенно выгоден автотуризм при путешествии всей семьей. Часто это единственная возможность осуществить поездку вместе с семьей. Многие жители нашей страны не избалованы всеми прелестями комфортного отдыха и без труда переносят тяготы путешествия на автомобиле. Появление GPS, или Global Positioning System глобальная система позиционирования также повлияло на развитие автотуризма. Навигаторы позволяют планировать маршруты с учетом дорожной разметки и дорожных пробок на пути, сохранять историю прошлых маршрутов, вести приблизительный расчет топлива и многое другое. Россия очень большая страна и выбор велик, все зависит от желаний туриста и его представлений об идеальном отдыхе. Одной из самых распространенных разновидностей автотуризма в России являются поездки к месту отдыха, приспособленному к приему автотуристов, с разбивкой базового лагеря или места стоянки. Чаще всего это поездки на морское побережье. Основная часть путешествия приходится на пребывание в пункте назначения, выбранном для отдыха. Особенностью такого вида автотуризма является то, что часто приверженцы этого вида поездок возвращаются на излюбленные места многократно. В последнее время все большее распространение находит автотуризм, который осуществляется с познавательными целями. Туристы постоянно находятся в движении по маршруту как правило, замкнутому. Сторонники такого вида автотуризма постоянно в поиске новых, еще не пройденных маршрутов. Разновидность автомобильного туризма определяется принципом планирования автомобильного маршрута – либо выбор «путешествия под автомобиль», либо автомобиля для путешествия. Стремление автотуристов повысить комфортность путешествия на колесах породило такой вид автотуризма, как караванинг. Караванинг – вид автомобильного туризма, путешествие с проживанием в автодомах или автоприцепах. На пути следования караванеры обычно останавливаются на специально оборудованных площадках кемпинги для караванеров. Караванинг – самый удобный и комфортный вид автотуризма и путешествий на автомобилях. Караванеры из Европы добрались и до России, в основном они пока нацелены на столичные города. В настоящее время туристы вынуждены оставлять свои автодома на случайных и неприспособленных стоянках. В столичных городах России предполагается строительство кемпингов для караванеров. Тогда ожидается, что поток автодомов будет достигнут до 10 тысяч в год. Караванинг вообще имеет очень большие перспективы в России. С обслуживанием этого вида туристов связано множество сопутствующих услуг: от бытовых до проката автодомов, ремонта и обслуживания техники на пути следования. Но не все автотуристы главным для себя считают комфортность путешествия. Часто побудительным мотивом к автотуризму является преодоление себя или достижение собственного рекорда. В отдельных случаях экстремальные условия автотура выбираются специально. Разновидность такого автотуризма называется джипинг. Джипинг – экстремальный вид отдыха и туризма, заключающийся в прохождении туристских маршрутов по бездорожью на автомобилях класса джип или вездеходах. Для джипинга используют либо личные, специально подготовленные автомобили, либо экстремальный тур организуют туристские фирмы на собственных автомобилях. В последние годы возрастает популярность такого вида туризма, как автопробег. Организаторами автопробегов, как правило, являются спонсорские организации. Автопробег всегда имеет какую-нибудь цель: спортивную, испытательную или пропагандистскую. Зачастую автопробеги имеют собственное имя и повторяются с той или иной периодичностью. Примером такого автопробега является международный автопробег ретроавтомобилей, значительный участок пути которого прошел по России. Часто автопробеги посвящают каким-нибудь знаменательным событиям. Так, например, резонансно прошел экстремальный автопробег на специально подготовленных автомобилях по маршруту, посвященный зимней Олимпиаде. Хотя нехватка острых ощущений жителей современных городов и привлекает все большее количество автотуристов со всего мира, экстремальный туризм никогда не станет массовым. В последние годы автомобильный туризм в России ежегодно растет на 25–30% и, при условии создания специализированной сети кемпингов и автомобильных маршрутов, может превратиться в один из наиболее массовых доступных видов туризма. Согласно данным социологических опросов, каждый четвертый житель Российской Федерации в возрасте от 25 до 55 лет минимум раз в год совершает автомобильные путешествия. По данным Росстата, в 2017 г. на 1000 жителей нашей страны приходилось 305 легковых автомобилей. Эта цифра в 2 раза ниже, чем соответствующие показатели во Франции, Германии, Австрии и других европейских государствах. С 2010 г. показатель обеспеченности личным автомобильным транспортом населения нашей страны вырос на 26%. Сегодня, по экспертным оценкам, до 15% российских туристов путешествуют на автомобиле, т.е. занимаются автомобильным туризмом. При этом общая численность легковых автомобилей в Российской Федерации достигла в 2017 г. 46,8 млн. единиц, из них в собственности граждан находилось 44,7 млн. единиц техники. Основные преимущества развития в России автомобильного туризма: активизация развития внутреннего и въездного туризма в т.ч. туризма выходного дня; малозатратное освоение туристских территорий; развитие региональной инфраструктуры: ОДС, коллективных средств размещения и предприятий питания; создание дополнительных рабочих мест; возможность использования при создании сети ОДС земель, за стройка которых для иных целей запрещена; формирование имиджа страны как привлекательной для туризма. Автомобильный туризм активно включается в программы социально-экономического развития регионов и Российской Федерации в целом. В ежегодном докладе о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации, подготовленном Министерством культуры Российской Федерации, автомобильный туризм рассматривается в числе приоритетных и социально значимых. В нашей стране действовала федеральная целевая программа Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, в рамках которой наиболее значимые масштабные туристские проекты получили бюджетное финансирование. В сфере автомобильного туризма такими проектами являлись автотуристские кластеры, включающие придорожные гостиницы, мотели, кемпинги, парковки для легкового и пассажирского автотранспорта, кафе и рестораны, автосервисы, магазины придорожной торговли, автозаправочные комплексы и др. Положительной тенденцией в области развития автомобильного туризма была разработка и принятие в ряде регионов нашей страны, Республика Крым, и др. программ развития ОДС, которые предполагают осуществление ряда мероприятий по совершенствованию и развитию дорожной сети и ОДС. Автомобильный туризм в Российской Федерации имеет ряд экономических, социальных и экологических задач. Одна из главных проблем этой отрасли заключается в неразвитости региональной дорожной инфраструктуры и низком качестве автомагистралей регионального значения. Согласно данным Росстата, протяженность дорог в России на 2017 год составила 1,507 миллиона километров, включая 1,063 миллиона километров автомобильных дорог с твердым покрытием. Динамика протяженности автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации в период с 2000 по 2017 года увеличилась на 82% и 59% соответственно. По этим показателям наша страна занимает 7-е место в мире и уступает таким странам, как США, Индия, Китай, Бразилия, Япония и Канада. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 км² территории в Российской Федерации составляет около 62 километров. Наиболее обеспеченными сетью автомобильных дорог являются Северо-Кавказский, Центральный, Южный и Приволжский федеральные округа, где на 1000 км² территории приходится 401, 358, 232 и 229 километров соответственно. Качество дорожного покрытия на 71% федеральных трасс общего пользования соответствует нормативным показателям. Поэтому при развитии инфраструктуры автомобильного туризма необходимо уделить внимание федеральным трассам, соединяющим границы России с европейскими государствами и внутренними районами страны. Еще одной проблемой развития автомобильного туризма является безопасность дорожного движения и обеспечение безопасности туристов, в соответствии с федеральным законодательством, регламентирующим туристскую деятельность в России. В Российской Федерации ежегодная смертность от ДТП составляет около 13 человек на 100 тысяч населения. Развитие остановочно-отдыховых комплексов на автомобильных магистралях за пределами населенных пунктов позволит, по экспертным оценкам, снизить количество ДТП на 30% и увеличить привлекательность автомобильного туризма в России. Для многих регионов страны морское побережье стало не только привлекательным местом, но и экономически значимой территорией. Поэтому некоторые местные жители или туристы из соседних регионов уже готовятся к будущему отдыху, воспользуясь более низкими ценами на жилье. При этом им важно найти место, которое гарантирует качество, комфорт, безопасность, уединение и отдаленность и которое они раньше не посещали. Понятие "комфортозависимость" начинает оказывать влияние на выбор поездки и впечатления от отдыха. Базы отдыха играют важную роль в развитии внутреннего туризма, а спрос на загородные отели, туристические базы и базы отдыха, расположенные в сельской местности, горах, лесах и у водоемов, увеличился на 80%. Эти средства размещения активно развиваются в стране, особенно в последние годы, вместе с ростом внутреннего туризма. Таким образом, спрос на приобретение российских баз отдыха и отелей продолжает расти. В последние годы в регионах активно развиваются различные средства размещения для отдыха, такие как базы отдыха, кемпинги, турбазы, экоотели, глэмпинги и другие. Однако, часто при развитии новых средств размещения отсутствует качественный подход, который мог бы удовлетворить быстрорастущие запросы потребителей. Ежегодно количество посетителей таких мест только увеличивается. Когда рассматривается развитие баз отдыха, важно отметить, что они не являются медицинскими учреждениями, а предназначены для приятного проведения времени, досуга и отдыха. При этом следует учитывать природное и климатическое разнообразие российских регионов, которое позволяет развивать базы отдыха практически на любой территории – как на побережье моря, так и в лесных зонах, горной местности и в других местах. Таким образом, функциональное назначение баз отдыха может быть разным – от размещения в курортных районах до места, где можно отдохнуть от городской суеты, от проживания до территории, где можно провести время в самоизоляции. В отличие от загородных отелей, каждая база отдыха может предложить несколько видов отдыха, учитывая индивидуальные потребности каждого гостя. Посетитель, имеющий опыт отдыха в других странах и знакомый с высоким уровнем сервиса, ожидает от базы отдыха такого же комфорта, а возможно, даже большего. В противном случае они могут выбрать другое место для отдыха. В последние годы туристы начали предъявлять новые требования к отдыху. Им уже недостаточно простого отдыха в палатках, им нужны комфортные условия проживания и качественная туристическая инфраструктура, чтобы восстановить свою энергию после трудовой деятельности. Таким образом, развитие баз отдыха в России имеет большой потенциал, но требует качественного подхода, чтобы удовлетворить растущие потребности туристов. Важно создавать комфортные условия проживания и строить качественную инфраструктуру, чтобы привлечь как отечественных, так и иностранных гостей. Просуществовав на рынке долгое время в качестве опытного писателя, мне поручено переработать и уникализировать данный текст, сохранив его основной смысл: Покупка готовых отелей и баз отдыха в России пользуется неизменно высоким спросом. Базы отдыха предоставляют возможность отдыха в комфортных условиях, а также предлагают широкий спектр развлечений и разнообразных удобств на территории. Для угождения гостям здесь можно найти детские площадки, бассейны, веревочные парки, велопрокат, водные аттракционы, спортивные площадки и многое другое. Также на территории баз отдыха часто имеются беседки с мангалами, танцплощадка, сауны и бассейны, а также специальные площадки для тихого отдыха и тропы для прогулок по лесу. Наличие пляжей для купания и площадок для проведения событийных мероприятий также привлекает гостей. Отвечая на запросы и предпочтения гостей, многие руководители баз отдыха стремятся получить сертификацию и указать конкретную категорию, чтобы подтвердить уровень комфорта, предлагаемых услуг и соответствие цены и качества. Возможность совершить путешествие «на край земли», к морю, увидеть незабываемые арктические ландшафты, прикоснуться к памятникам истории при наличии подъездных дорог делает эти территории необычайно привлекательными для различных видов туризма: пешего, велосипедного, автомобильного (включая активный джипинг), а богатство моря привлекает сюда дайверов. По реке проходит один из маршрутов сплавного туризма, а на рыбопромысловых участках этой реки ведется любительское и спортивное рыболовство по принципу «поймал-изъял» и «поймалотпустил». На территории полуостровов, а также в устье реки появляются постоянные и сезонные приюты, лагеря, туристические базы, что является дополнительным привлекательным фактором. Все это, несомненно, оказывает значительную нагрузку на природные экосистемы. Однако создание природного парка Полуостров и те работы по созданию инфраструктуры на этой территории, которые постепенно воплощаются в жизнь, должны способствовать регулированию туризма на данной территории, повышая его качество и безопасность для природы и человека. Пазовская туристическая зона включает ряд существующих и проектируемых ООПТ. Здесь уже многие годы активно развивается научный, природно-исторический, ностальгический, познавательный туризм. Сочетаются территории с очень строгими ограничениями на рекреационную деятельность заповедник с территориями, где познавательный туризм является одним из основных направлений деятельности природный парк, памятник природы, Несмотря на значительные ограничения, которые определяются приграничным положением, она является одной из зон международной туристической кооперации, что выделенные зоны согласуются с выводами о высоком туристическом значении этих территорий, и в Программе развития туристско рекреационного кластера области. Данная территория представляет собой один из «зеленых перекрестков» в границах. Развитая дорожно-транспортная сеть, находящийся в границах зоны многосторонний автомобильный пункт пропуска способствуют привлечению не только российских, но и иностранных туристов. Данная территория интересна для развития здесь научного туризма, поскольку на большой территории сохранены малонарушенные природные комплексы не выделяющейся природными или природно-историческими объектами и ценностями. Исходя из целей развития Зеленого пояса, учитывающих его особенности, можно рассматривать природный и экологический туризм как один из стратегических приоритетов развития данной территории. Кемпинги - новый тренд туризма, который радует своей простотой и близостью к природе. В последние годы все больше людей выбирают активный отдых на свежем воздухе, стремясь сбежать от городской суеты и насладиться умиротворяющими пейзажами. Кемпинги предлагают идеальную возможность для семейного отдыха, романтических поездок и дружеских встреч, сочетая комфорт и приключения. Современные кемпинги оснащены всем необходимым, чтобы обеспечить комфортное пребывание: от уютных домиков и палаток до удобств, таких как wi-fi и оборудованные кухни. Это позволяет путешественникам не отказываться от удобств привычной жизни, наслаждаясь при этом первозданной природой. Популярность кемпингов также способствует развитию экотуризма. Люди все больше ценят уникальные местности, обучение навыкам выживания и наблюдение за флорой и фауной, что в свою очередь приводит к улучшению экосистем и поддержанию местного населения. Таким образом, кемпинги становятся не только способом провести время, но и возможностью глубже понять природу, отдыхая от повседневности и восстанавливая связь с окружающим миром.

';