Тарханкут

«Люблю Тарханкут!», – с такими словами мы уезжали из Бухты. Существует поверье, что хорошие люди рано или поздно возвращаются в нашу жизнь. Чувствую, что мы все еще обязательно встретимся.

10 дней мы жили на Тарханкуте в Крыму. 10 дней вне времени и пространства. Мы словно зависли между небом и землей. Тут я осознавала, что значит просто «быть» — без прошлого и будущего. Жить только сегодняшним днем.

В бухте происходят необъяснимые вещи, и люди уже давно не пытаются их разгадать. Бытие здесь определяет сознание. Много различных открытий ждет нас впереди. А пока мы, томимые ожиданием, стараемся уютно устроиться в автобусе, который с каждым мгновением приближает нас к Морю.

18 часов дороги. Вот мы высаживаемся в Черноморске. А далее трансфер до Бухты. Еще чуть-чуть! Вокруг во все стороны тянется степь. Солнце беспощадно жжет остатки травы. И вдруг, словно мираж на горизонте, появляется ярко-синяя полоса, словно гигантский художник провел кисточкой, и потом отошел посмотреть, как получилось. Море! Мурашки бегут по коже.

Теперь я хочу познакомить моего читателя с организаторами этого специфического отдыха.

Виктор Михайлович и Галина Михайловна. Сразу понятно, что они родственники. Но не брат и сестра, как считают многие отдыхающие Бухты, наперебой придумывая новые формы их отношений: любовники, брат с сестрой, еще кто-то… Они не угадывают. Галина Михайловна – самая дорогая женщина для Виктора Михайловича. Она его супруга.

Она любит рассказывать удивительные легенды о Тарханкуте. Легенды переплетаются в ее сознании с тем, что она почувствовала, так как от природы наделена сверхъестественной интуицией.

Мы стоим на фундаменте здания греческой постройки, возведенной в 4 тысячелетии до нашей эры. Оглядываем пожелтевшую траву и редкие корявые деревца, прильнувшие к камням. Степь заканчивается скалами, идущими вертикально вниз, а дальше, насколько хватает глаз, тянется синяя, будто гуашь, вода с четко выделяющейся бирюзовой полосой на горизонте. Галина Михайловна рассказывает нам историю.

«Представьте себе, что раньше это место выглядело совсем иначе. Здесь был лес, в котором водилось множество зверей и птиц. Вдоль моря тянулись виноградники, приносившие каждый год богатый урожай. В море плавали внушительными косяками рыбы. На холме стоял прекрасный замок. Люди здесь ничего не знали о лишениях, и не было здесь места горю и слезам.

За морем же люди жили бедно. Узнали чужеземцы об этом райском крае и решили завоевать его. Атаковать неприятели решили ночью, когда люди мирно спят в своих постелях.

Долго готовились захватчики, и вот, наконец, они выдвинулись на флотилии. Ночь окутывала их темным одеялом, только кое-где сверкали холодные, но кажущиеся близкими, звезды. Иногда одна звезда покидала небосвод и, оставляя длинный хвост, спешила окунуться в темные воды. Сначала море было спокойно, с моря дул слабый ветерок. Но постепенно он начал набирать мощь.

Вскоре море бесновалось, и бушевавшие громадные пенистые волны светились! Они захлестывали палубу, высвечивая то там, то здесь суетящиеся фигурки матросов. Вода подхватывала барахтающихся людей и кидала их за борт в бездну, состоящую из света и пены. Захватчики догадались, что на защиту Бухты встали сами Боги, упали на колени и взмолились о пощаде. Однако вместо прощения на них были посланы грифы, метившие им прямо в глаза.

Корабли ушли ко дну. И море успокоилось».

Перед глазами стоят картины этой легенды…

Галина Михайловна предлагает нам последовать в удивительное путешествие в прошлое Бухты. А Виктор Михайлович ждет нас дома к обеду.

29 лет назад он с супругой прошел пешком через степь от Черноморска. Они разбили лагерь в Бухте. Это были дикие безжизненные края. 9 лет они отдыхали здесь каждый год, а потом решили организовывать отдых и для своих друзей. Те же, побывав в Тарханкуте, начали делиться своими впечатлениями с близкими. И люди стали приезжать в Бухту, в которой всегда холодная вода из-за течений.

Мы идем к самому красивейшему заповеднику Крыма Джанкулю. В одной из бухт строится замок. Какой-то депутат взял в аренду это место на 49 лет. В моих фантазиях предстают геологи, забавно суетящиеся на руинах постройки через 2000 лет.

Мне тяжело передвигать ноги, привыкшие к езде на машине, но я еще креплюсь. Иногда я останавливаюсь и поливаю голову из бутылки с водой.

Джункуль потрясает. Это скалы причудливых форм. Нас встречает одна из них — Крокодил. Дальше идут скалы, похожие на различных животных. Причем каждый наблюдавший видит в них что-то свое: это и змея, и черепаха, и лев, готовящийся к прыжку, и собака. Есть тут две скалы, склонившиеся словно влюбленные в поцелуе.

- Это гору я называю «Инь и Янь», — поясняет нам Галина Михайловна.

Я жалею, что не владею кисточкой и красками, чтобы запечатлеть потрясающую красоту этого места. Есть в нем что-то первобытное, находишься словно «на краю земли». Я представляю огромных динозавров неторопливо прогуливающихся между скал, и вдруг вижу их — одна скала удивительно похожа на динозавра. И она словно оживает, поворачивая ко мне тяжеловесную морду с глубокими провалами глаз.

Мы спускаемся к морю. Спуск очень резкий, почти отвесный, из-под ног летят камни и комки земли. И вот мы у воды. Здесь волны больше, чем у нас в бухте, но вода теплая. Вход в воду между большими валунами. Я надеваю маску и сливаюсь с бескрайней стихией.

Здесь в Крыму я впервые узнала, какое это наслаждение плавать с маской, трубкой и ластами. Я не плыву — я лечу. Подо мной проносится рельефное дно, покрытое странными водорослями, похожими на грибы, иногда между лесами водорослей неожиданно возникает песчаное поле. А дальше вдруг снова тянется лес.

То тут, то там попадаются его обитатели: вальяжные гигантские медузы всевозможных цветов и юркие крабы, которые проносятся, словно маленькие молнии. Из-под протянутых рук шмыгают яркие рыбы. Они стремятся скрыться в камнях, чтобы оттуда наблюдать за огромной рыбой-мной, гадая «хищная ли?». Попадаются среди них рыбы ленточки. Они неторопливые, надеющиеся на свою причудливую форму водоросли, рыбки. На ощупь они весьма плотные. Это рыба носит название рыба-игла.

В один из дней мы едем на Атлеш. Для нас заказан маленький грузовичок, в который мы едва помещаемся, и на каждой кочке наши макушки устремляются к крыше. Мы словно на аттракционе, который можно назвать «Степи Тарханкута». Все впечатление стоит всего 40 гривен. Дешево и сердито.

Ехали мы километров 20 – 25 и, наконец, достигаем Атлеша. Часть группы отправляется в местный новый дельфинарий, а часть, к которой я и принадлежу, высаживается на Чаше любви. Около чаши катали на катере. Общительная Галина Михайловна не с нами, поэтому катание обходится нам в 70 гривен вместо 50, но с купанием в открытом море.

Причудливые берега Атлеша поражают обилием гротов, пещерок, бухточек, ноздреватых скал. Скалы покоряют альпинисты. Иногда попадаются туристические лагеря, к которым можно пробраться только с моря. Атлеш — просто рай для любителей погружаться с аквалангом. Есть там самый большой подводный музей, который могут посетить только опытные аквалангисты, и который с каждым годом разрастается. В этих местах снимали такие замечательные фильмы, как Человек-амфибия, Пираты XX века, о чем нам рассказывал водитель катера. В открытом море он останавливает лодку:

- А теперь можно купаться!

Мы ныряем в обжигающе холодное море. И сразу вылезаем на катер. Руки и ноги словно онемели. Но восторг! Мы сделали это! Наше купание в открытом море состоялось! Мы поворачиваем назад к берегу.

Мы высаживаемся и идем к Чаше. С трех сторон Чаша окружена скалами, а с одной стороны она имеет узкий проход к морю. В этом году Чашу атаковали медузы. Их очень много. Они разных цветов: красные, синие, розоватые, сиреневые.

Я спускаюсь к Чаше. У меня трубка и маска. Мне страшно. Но я не показываю вида. Я трогаю воду кончиками пальцев ног. Брр, очень холодно. Но в следующую секунду я смело бултыхаюсь прямо в воду, расталкивая медуз. Они бархатисто бьются о ноги и живот. Если бы не холодная вода, можно было бы даже ощутить покалывание от ожога их щупальцев. Я погружаюсь в суп из медуз. И открываю глаза. Я слышу как обычно свое дыхание, но теперь вместе с оглушительным стуком сердца.

Виктор Михайлович рассказывал нам, как один отдыхающий съел на спор медузу. Я протягиваю руку и трогаю желейное тело медузы. Оно растекается вокруг моего пальца. Я выныриваю, быстро вылезаю и бегу к полотенцу.

Существует поверье, что если влюбленные прыгнут в Чашу со скалы и не расцепят руки, они будут вечно вместе. На скалу выстроилась уже очередь из влюбленных. Наши влюбленные Костик и Лиля рук не расцепили.

С мобильной связью в Тарханкуте было плохо. То есть ее совсем не было. Так что наш отдых был полноценным и насыщенным. Понимаешь, как много времени мы тратим на связь. И как устаешь от нее. Современные телефоны на Тарханкуте совсем не ловят.

Недорогая Nokia, возможно, если повезет, поймает связь на горе. При этом телефон надо очень высоко подбросить и нажать на отправление сообщения. Связь зависит от ветра. На одном и том же месте связь может ловиться, а может и не ловиться. Это лотерея. Я все 10 дней никому не звонила, но были у нас товарищи, которые каждый день ходили на гору, и в бесконечных попытках найти связь проводили все вечера. Цивилизация держит.

Море на Тарханкуте, как я уже говорила, богато жизнью. Вода очень чистая и прозрачная. Море в течение дня может быть то холодным, то теплым. Когда мы плыли вдоль скал, периодически струя теплой, как из ванны, воды окутывала тело.

В одну из теплых ночей мы вышли к морю, зажгли свечи, поместив их в естественные ниши, образовавшиеся в скалах, и долго смотрели на прекрасное звездное небо. Звезды были совсем близко и кружили голову. Одна девушка запела, и ее голос естественным образом соединился с природным великолепием, вытягивая его, заставляя грудь разрываться от бешеного счастья. А море тихо ворчало, притихнув у наших ног.

Удивительно, но в Бухте создавалась атмосфера полного доверия. Люди здесь раскрывались и обнаруживали свои потрясающие таланты. Вечерами проводились различные конкурсы, творческие вечера и дискотеки. Таланты съезжаются в Бухту со всех уголков России. И я давно уже не слышала такого отличного бардовского пения как здесь.

Была у нас своя Баба-Яга, а я была Белочкой, которая приходят к алкоголикам. Мне сделали потрясающий грим. А после выступления, когда я надела налобный фонарь, и вышла на заключительный поклон, один маленький мальчик вдруг закричал: «Глядите — Белка-копатель!». Это было безумно смешно!

А еще в Бухте нет воров. Все потерянные ценные вещи всегда возвращаются хозяину. Фотоаппараты, телефоны, все лежит на виду и люди не боятся, что они могут пропасть. Когда сюда приезжают с маленькими детьми, то первое время родители беспокоятся за ребенка, ни на секунду не отпуская его от себя.

Но потом они вдруг понимают, что ребенок просто никуда не сможет исчезнуть из Бухты: везде степь. И вот родители отдыхают, а детишки сбиваются в стайки, и целый день носятся, сверкая загорелыми коленками. Вся Бухта присматривает за ними.

И отдельно хочу остановиться на ночном купании в бухте, когда морские волны светятся словно звезды. Это ночной планктон. Когда я плыла, отдавая морю, свое обнаженное тело, вокруг меня в разные стороны, разбегались светящиеся волны. Купающиеся были похожи на русалок или на магических водных рыб.

Уезжали мы притихшие и немного уставшие от отдыха, но словно прикоснувшиеся к какому-то таинству природы.