Начиная с пятнадцатого века полувоенные отряды казаков были разбросаны по степям Южной и Юго-Восточной Руси и оказали существенное влияние на историю в этом регионе. Казаки изначально выступали в качестве передвижных купцов, преследуя свое призвание, как правило, в степях Южной Руси, за пределами своей страны. Ради взаимной защиты они организовались в вооруженные бандформирования, возглавляемые гетманами или атаманами. Став постоянными поселенцами, они сохранили свои военные и общественные организации. Позже появляются отряды казачьих земледельцев, казачьи поселения, казачьи деревни. Из различных ветвей казачества здесь рассматриваются только те, которые принадлежат Украине (Малой России). Когда царь Казимир Ягеллон преобразовал Киевское княжество в польское воеводство (1476 г.), русские дворяне Украины получили равные права с польской знатью (Костомаров, "Богдан Хмельницкий," i. 114). Были упразднены свободные города, поселки и деревни, распределяемые между дворянством, древняя система самоуправления, и сделан первый шаг к принудительному принятию польских обычаев и методов российской знати. Крестьяне греческой веры стали крепостными помещиками. Вскоре после Украины казаки стали бросаться в глаза. Их организации имели некоторое сходство с организациями ордена рыцарства, поскольку они объявили себя чемпионами христианского мира. Когда Польша и Литва были объединены королем Сигизмундом Августом в одно Содружество (1569 г.), Волынские, Подольские губернии и Украина были отделены от Литвы и перешли под непосредственное правление Польши. Около того времени украинский владыка Вишневецкий (польский, "Вишневецкий") построил на острове в Днепре крепость Хортица, и разместил там казаков для защиты от нашествий крымских татар ("акты Южной и Западной России", ii. 148). Эта крепость с гарнизоном была известна как "Запорожский Сеч" (укрепленный лагерь за порогами). К этим казакам присоединились маленькие русские крестьяне греческой веры, которые оторвались от своих польских католических помещиков, беглецы от правосудия и искатели приключений. Здесь можно отметить, что евреи также служили в рядах казаков. В 1681 году главный советник Хана Крыма, главный советник Хана Калга пожаловался польскому послу Пясачинскому на то, что казаки Нижнего Днепра совершили нападения на Крым. Пясачинский ответил, что казаки не были подданными польского царя, и поэтому он не мог нести ответственность за акты неконтролируемых роверов пустыни; ибо, хотя были некоторые поляки, были также Москвичи, валахи, турки, татары, евреи и т.д., среди них. В ответной части Йоэля Сяркеса упоминается "Берака-герой", воевавший в рядах казаков и павший в битве. В 1637 году некий Ильяш (Илия) Караимович (название указывает на Караимское происхождение) был одним из офицеров зарегистрированных казаков и стал их "староста"(старшим) после казни Павлюка (Костомарова, л. c. p. 135). В балладах Малороссии делается ссылка на полковника Матви Бороховича (1647), который, как указывает его фамилия (что означает "сын Баруха"), вероятно, также имел еврейское происхождение. Чувство против евреев очень быстро распространилось из Польши в Украину в правление Сигизмунда III. (1587-1632), который был послушным учеником иезуитов. Гилды, которые всегда боялись конкуренции евреев, были выдающимися в связи с обвинениями. Высшее дворянство, однако, в значительной степени зависело от того, чтобы евреи действовали в качестве их арендаторов, агентов и финансовых менеджеров, и это служило в какой-то мере препятствием для преследования. Стефан Батори (1575-86) намеревался распустить казаков, которые представляли угрозу союзу Украины с Польшей. Незадолго до смерти он сказал: когда-нибудь из этой нечисти восстанет независимое государство. По мере усиления власти иезуитов и их решимости принудить крестьян и казаков в католическую церковь, между казаками и польской знатью появились явные признаки неприятностей. Время от времени над Украиной прокатились вооруженные казачьи отряды, разграбляя дворянские имения, разграбляя католические церкви и грабя евреев. Когда польские дворяне Вишневецкий, Потоцкий и Конецпольский поселились в Украине и начали строить дворцы и замки, евреи были их доверенными агентами и управляющими, сдавая в аренду свои имения, мельницы, гостиницы, реки, озера и все другие источники дохода. Евреи быстро увеличились на малых русских территориях в начале семнадцатого века. Они возделывали не только налоги, но и доходы Греческой Православной Церкви. При каждом крещении или похоронах крестьяне должны были платить еврей. Лорды были абсолютными правителями своих имений, а крестьяне-зависимыми подданными. Когда лорд или любой другой представитель дворянства передал свои деревни или имения в аренду еврею, его полномочия были также делегированы последнему, который даже имел полномочия вершить правосудие среди крестьян. Экстравагантная Жизнь польских помещиков, которые потратили большую часть своего состояния за границей, часто ставила их в финансовые трудности, и их еврейские налоговики часто были вынуждены в требованиях против Советов и предупреждений мудрых лидеров Совета Четырех земель, а евреи Украины часто страдали от грехов людей их расы. Восстание крестьян в Украине было приписано большинством историков к их притеснению еврейскими арендаторами, а также к привилегиям, предоставленным последним королями и дворянами Польши. Последние исторические исследования, однако, показывают, что евреи, проживающие в городах, особенно в городах Украины, не были обеспечены защитой, которой пользуются другие граждане, и, кроме того, были исключены из привилегий, предоставленных христианским купцам и мещанам (Антонович, "монография по истории Западной и Юго-Западной России", I. 188). Несмотря на это, евреям удалось получить контроль над торговлей страны, о чем свидетельствуют жалобы христианских купцов Лемберга, Каменца, Киева и многих других городов, незадолго до казацкого восстания ("архив Юго-Западной России", В., Часть I. Именно совместная оппозиция евреям городского и крестьянского населения позволила Хмельницкому за столь короткое время вооружить всю страну против них. Во время своего первого восстания при наливайке и Косински (1591-93), а при Тарасе (1630) казаки не проявляли особой враждебности по отношению к евреям, а жаловались только на католиков. Но в последующем восстании, при Павлюке (1637), 200 евреев, в основном арендаторы и фермеры налогов, были убиты в Переяславе, Лохвице и Лубнах, и многие синагоги были уничтожены; и когда польское правительство ограничило некоторые права казаков, их вражда по отношению к евреям была еще больше усилена. В 1646 году общий европейский союз, включая Ладислава IV., была образована с целью вытеснения турок из Европы. Польский канцлер Оссолинский посетил Украину и начал переговоры с казаками. Перед диетой 1646 года король был обвинен в попытке ограничить права "шляхты"; предлагаемая война с Турцией не была санкционирована диетой, и польское дело, таким образом, было ранено. Содержание соглашения между королем Ладиславом и Богданом Хмельницким, предводителем казаков, так и не было позитивно установлено, и не было показано, насколько далеко, если вообще, последний был воодушевлен Алексием, русским царем. Об этом известно только в октябре. 1, 1653, российское правительство решило включить казаков в число своих подданных, после чего война была объявлена против Польши москвичами. Большинство историков, русских, польских и еврейских, считают, что личная вражда Хмельницких против Конецпольского и Чаплинского вызвал казацкое восстание; но даже такой проницательный, амбициозный и дерзкий лидер, как Хмельницкий, не мог так скоро стать таким популярным героем по всей Украине, не было подготовлено. Когда Конецпольский узнал о союзе, образованном Хмельницким и татарами, чтобы развязать общую войну с Польшей и изгнать поляков из Украины, он бросил Хмельницких в тюрьму. Еврей, Якоб Сабиленки, помог Хмельницки сбежать; и когда он был впоследствии заключен в тюрьму во второй раз, ему снова удалось осуществить свой побег. Затем он вместе со своими собратьями-заговорщиками отправился в Сеч, откуда обратился к казакам с призывом восстать и отомстить как полякам, так и евреям. В своем обращении к казачьим старцам Хмельницкому сказал: "Вы должны знать о том, что набирает силу ежедневно и что она угнетает наших. Но не только дворяне господствуют над нами: даже самый жалкий народ (Иудеи) держит нас в подчинении. Этого было достаточно, чтобы возбудить народ Малороссии. Пламя революции распространилось с большой скоростью по всей Украине, и Хмельницкий, воодушевленный самим Ладиславом, заключил договор с ханом Крыма. Хмельницкий все-таки получил поддержку от самого царя, который, часто противопоставляясь в рационе знати, желал использовать казаков. Некоторые историки намекают, что он даже тайно обещал помочь им отстаивать свои права против дворян. Один из пунктов этого договора предусматривал, что все военнопленные должны принадлежать татарам, а также право продавать их в качестве рабов на турецких рынках; и что собственность польской знати и евреев должна быть передана казакам. Когда татарский генерал Тугай-бей присоединился к Хмельницким с армией в 4000 человек, вся Малороссия, Подолье и Украина поднялись массово и, оставив свои имения и дома, собрались в Сеч. Евреи вскоре узнали о планах союзных войск и предупредили польских полевых маршалов Потоцкого и Калиновского быть на их страже (Костомаров, I. 264); но они проигнорировали предупреждение. 18 мая 1648 года поляки потерпели поражение у Желтых Вод. Потоцкого убили, а Калиновского заключили в плен. После этого отряды запорожцев, малороссийских крестьян и бродячих казаков Украины присоединились к восстанию и вторглись в города Переяслав, Пирятин, Лубны и Лохвица, грабя, грабя и жестоко истязая еврейских жителей. Евреям Погребище, Зотова и Бозовка, которых насчитывалось около 3000 человек, повезло больше, ибо они уступили себя татарам, которые, хотя и взяли их в плен, относились к ним гуманно. Их вывезли в Крым, а впоследствии выкупили евреи Константинополя. В день вышеупомянутой битвы умер король Ладислав, что было большой бедой-как для Польши, так и для евреев. Во время междуцарствия (с мая по октябрь., 1648) разногласия на всей территории Польши усилились, а конфликты между различными партиями в Конфедерации ослабили сопротивление поляков. В то время как Хмельницкий вел переговоры с польскими магнатами, и особенно с архиепископом Гнесенским, войска из Украины, как регулярные, так и нерегулярные, были организованы под жестоким руководством, которое радовалось смертельной борьбе своих польских и еврейских врагов. Эти группы, называемые" Хайдамаками", были приказаны греческими православными папами убивать и римских католиков, и евреев во имя религии, и вскоре вся страна была преобразована в пустыню; только те евреи, которые попали в руки татар, или те, кто изменил свою религию, избежали смерти. Самыми жестокими лидерами казаков были Кривонос, Морозенко и сын Хмельницкого Тимофей. После разгрома Поляков близ Корсуни казачьи войска и крестьянские отряды под их предводителем Ганжей выдвинулись против укрепленного города Немирова, в котором проживало 6000 еврейских жителей, и где были собраны беглецы из окрестностей. Это было очень богатое сообщество, и содержало много выдающихся и ученых мужчин. Евреи, которые владели крепостью, закрыли ворота, но греческие христиане города, переодетые в польскую форму, призвали евреев снова открыть их для своих друзей. Они сделали это только для того, чтобы быть безжалостно убитыми казаками и русскими, спасающимися от немедленной смерти, подвергаясь страшным пыткам (10 июня 1648 г.). Среди жертв был Майкл Бен Элиэзер, кабалист, и глава Немирова. В то время как большинство евреев оставались верными своей вере, некоторые бежали, приняв христианство, хотя большинство из них вернулось к иудаизму, когда беспорядки закончились. В городе Тульчин около 600 польских солдат и 2000 евреев нашли убежище в крепости (называемой Нестров); некоторые из последних, будучи храбрыми солдатами, поклялись защищать город и крепость до последнего человека. Казачьи крестьяне, мало зная тактику, прибегли к хитрости. Они заверили дворян, что их ненависть была направлена исключительно против проклятых евреев и что если они будут избавлены от них, они уйдут. Дворяне, забыв о своей клятве, предлагали евреям отдать им свои руки. Евреи, превзошедшие поляков по численности, сначала подумали о том, чтобы мстить последним за свое предательство; но раввин Аарон Тульчинский предупредил их, что католики примут кровавое возмездие, и что вся Польша будет взволнована евреями, которые, несомненно, будут истреблены. Затем евреи подняли оружие, после чего поляки впустили в город казаков. После того, как казаки забрали у евреев все, они предложили им выбор между смертью и Крещением. Три раввина, Элиэзер, Соломон и Дэйим, призвали своих братьев не менять свою религию; а еще около 1000 оставшихся стойкими евреев подверглись пыткам и казнили на глазах у польских дворян (24 июня 1648 г.). Десять раввинов были спасены казаками, чтобы вымогать крупные выкупы у своих общин. Поляки были немедленно наказаны за их предательство. Лишенные помощи евреев, они были убиты казаками. Это печальное событие имело хороший эффект, так как поляки после этого стойко встали на сторону евреев и не были против них на протяжении всей длительной войны. С Подолья отряды повстанцев проникли на Волынь. Здесь бойня продолжалась в течение всего лета и осени 1648 года. Около 10 тысяч евреев были убиты казаками или взяты в плен татарами в Полонном. В синагоге был предан смерти кабалистический Самсон Остропольский, которого почитало население с 300 благочестивыми жителями. Подобные массовые убийства имели место в Заславле, Остроге, Староконстантинове, баре, Нароле, Кременце и других городах Украины. Польские войска, особенно при Иеремии Вишневецком, покорили казаков здесь и там, но они не смогли подавить восстание. В Сентябре. В 1648 г. войска Хмельницкого продвинулись к самым стенам Лемберга, который подвергся длительной осаде. Уменьшив жителей голодом, казаки ушли после получения от города огромного выкупа, значительная часть которого была выплачена евреями. Из Лемберга Хмельницкий вместе со своими полчищами повернул к Замоску и Люблину, даже приближаясь к Варшаве, где шло избрание короля. Выбор пал на предстоятеля Гнесена, кардинала Иоанна Казимира (1648-1668 гг.), брата короля Ладислава IV. Новый король сразу же вступил в мирные переговоры с Хмельницким, но из-за чрезмерных требований казаков не удалось прийти к выводу. Война разгорелась заново и продолжалась до конца лета 1649 года. В ходе него было опустошено еще много еврейских общин. После серии неблагоприятных для поляков сражений в Зборово был заключен мирный договор между Джоном Казимиром и Хмельницким. В этом договоре был пункт, запрещающий евреям жить в Украине: то есть в воеводстве Чернигова, Полтавы, Киева и части Подолья (авг., 1649). После полутора лет пыток и лишений евреи могли снова дышать свободно. Всем, кто вошел в греческую православную церковь под угрозой смерти, царь разрешил вернуться к прежней вере. Еврейские женщины, которые были насильно крещены, бежали в количестве от казачьих мужей, которых заставили их, и возвращались в свои семьи. Совет Четырех земель на своей сессии зимой 1650 года разработал длинный ряд мер, направленных на восстановление порядка в семье и общественной жизни евреев. 20-й день Нисана, день расправы над Немировым, был днем, который ранее был установлен в качестве быстрого дня в память о мучениках Крестовых походов, и теперь стал днем траура по жертвам казацкого восстания. Видные раввины того времени сочинили множество элегий и молитв, которые читались в синагогах в каждую годовщину рокового дня. Но евреям долго не оставалось покоя. Зборовский договор не был удовлетворительным ни для польского правительства, ни для казаков, и в 1651 году вновь вспыхнула война. На этот раз поляки получили преимущество над силами Хмельницкого, а кампания закончилась заключением выгодного для поляков договора. По белорусскому договору (сентябрь., 1651), многие притязания казаков были отклонены, и право евреев селиться в Украине было восстановлено. Именно в это время возобновилась агитация среди казаков и греческих православных украинцев. Богдан Хмельницкий начал переговоры с царем Алексием с целью перевода казака-Украины под названием "Малороссия" (Малороссия) в Московское царство. Эти переговоры были успешными в 1654 году. В том же году российские войска проникли в белую Россию и Литву и начали войну с Польшей. Во время этой войны, длившейся два года (1654-1656 гг.), евреи Белой России и Литвы перенесли много страданий. Захват многих городов Объединенным казачьим-московским войском сопровождался истреблением или изгнанием евреев. Когда город Могилев на Днепре сдался московским войскам, Алексий по просьбе местных русских жителей приказал всех евреев изгнать из города, а их дома распределить между магистратами и другими российскими чиновниками. Однако евреи, надеясь, что военные беспорядки скоро прекратятся, не сразу же покинули Могилев, и за это они заплатили тяжелое наказание. В конце лета 1655 года командующий русским гарнизоном при Могилеве, полковник Поклонский, узнал, что польская армия под Радзивиллом шествует по городу. Опасаясь, что евреи могут объединиться с наступающим врагом, Поклонский приказал им покинуть город, обещая им эскорт в качестве польских подданных в лагерь Радзивиллов. Не раньше евреи, с их женами, детьми и вещами, вне стен, чем русские солдаты, действуя по приказу Поклонского, напали на них, убили почти всех из них и присвоили их имущество. В Витебске евреи принимали активное участие в обороне города от осаждающих москвичей. За это враг отомстил, евреев либо насильно крестили, либо отправили в ссылку в Псков, Новгород и Казань. Евреи в общине Вильна также пострадали в мешке этого города в результате действий Московско-казачьих войск в августе., 1655. Большинство виленских евреев, однако, нашли безопасность в бегстве; те, кто остался либо убит или изгнан по приказу царя. Вскоре настала очередь местных польских провинций стать ареной войны и вторжения. Иррупция третьего врага Польши, шведов (1655-1658 гг.), под руководством Карла Густавуса, привела к кровавой бойне в самое сердце страны. Большая часть Малой и Великой Польши перешла во владение шведов, и королю Иоанну Казимиру пришлось бежать. От рук шведских захватчиков евреи страдали наравне с христианами; но они часто оказывались между молотом и наковальней. Польский лидер Чарнецкий, спасаясь от шведов, опустошил всю страну, через которую он прошел, но проявил исключительную жестокость в обращении с евреями. Польские вспомогательные группы были столь же суровы в обращении с евреями и другими не-католиками. Ужасы войны были доведены до апогея вспышкой чумы в Польше. Евреи в Краковских, Посенских, Калишских, Петрковских и Люблинских провинциях гибли в большом количестве, как мечом врага, так и болезнью. Только после 1658 года беспорядки, вызванные войной, начали утихать. Согласно летописям, число евреев, погибших за это время (1648-1658 гг.), превысило полмиллиона. Более трехсот еврейских общин (740, по данным ненадежного Самуила Феба в "Тат-ха-Явене") были убиты и разграблены. Примерно одна десятая часть еврейского населения осталась в польской Украине, Волыни и Подолье. Остальные либо погибли, либо эмигрировали в Литву, собственно Польшу и государства Западной Европы. Еврейские беглецы из Польши и пленники, выкупленные из татарского рабства, могли в то время встретиться со всеми странами Европы и Азии.

';