Одним из последних российских постановок из еврейской жизни является "еврей" Чирикова, удачная попытка поставить в драматические условия не только повседневную жизнь, но и духовные тенденции современных российских евреев. Эта попытка вполне характерна для современного отношения русской либеральной литературы, которая сейчас отделилась от старых абстрактных представлений о евреях. Он стал более осторожным и отзывчивым по отношению к ним. Оно вышло за пределы давних, неясных гуманистических извинений и описывает различные группы и духовные типы среди евреев, хотя и в недостаточной степени; и до сих пор ему не хватает, как прежде, более точного знакомства с еврейской жизнью и понимания еврейской психологии. Русская литература, при всей своей внешней близости к евреям, невзирая на необходимость проникнуть в этот, но малоизученный мир, и несмотря на значительное место, которое евреи занимают в русской жизни, не может до наших дней показать ни одной постановки из еврейской жизни, равной по пафосу и толерантности к "Натану мудрому" Лессинга, в силу описания Гуцкова, в понимании Еврейской повседневной жизни к произведениям Елизаветы Ожешко. Евреи еще не нашли своего поэта в русской литературе.
Когда при первом разделе Польши евреи региона, который в конечном счете был известен как Белая Русь, стали подданными царицы, все они были зарегистрированы в городах и соседних деревнях. Но они не были включены в массы христианского городского населения, и их статус оставался таким же, как когда они жили в Польше. Они представляли евреев в общинных делах и отвечали перед правительством во всех вопросах налогообложения; в результате евреи как отдельные лица были изолированы от Гражданской и социальной жизни своих соседей. Но в 1780 году евреям было предоставлено право регистрироваться в купеческих гильдиях, и, как следствие, те из их числа, кто не имел столицы, необходимой для регистрации в купеческом классе, а также были лишены права вступать в другие классы, стали членами обывательского класса. Таким образом, масса еврейского населения была полностью включена в городское население, а также в ремесленный и купеческий класс, и во многих городах сформировалась количественно преобладающая стихия.
Класс жителей, занятых в промышленности и торговле в то время, оказал доминирующее влияние в городской жизни и в муниципальном управлении, а его представители занимали должности в магистратурах и городских советах. Присоединившись к купцам и горожанам, белорусские евреи стали подчиняться городским классовым институтам (таким образом, уменьшив влияние на них), а также принимали участие в муниципальном управлении. Предоставление этого права было выдано Екатериной II. в 1783. Христиане Белой России, привыкшие видеть евреев, исключенных из общественно-политической жизни при польском режиме, выступили против их избрания. Евреи пожаловались императрице, и Сенат решил (1786), что евреи и христиане должны быть избраны в муниципальные должности пропорционально числу евреев и христиан, зарегистрированных в муниципалитете. Это решение было применено и к другим правительствам, которые в тот или иной момент добавлялись в состав России из Польши.
Тем не менее, когда в правительстве Волыни и Подолья была создана российская администрация, губернатор этих губерний предписал, чтобы число евреев, проходящих службу в магистратуре, в которую по закону входили два бургомистра и четыре олдермена, не превышало одной трети от общего числа-более точно, что евреями могли быть только два. Это стало началом ограничения избирательных прав евреев в России в целом.
При Павле I в связи с реорганизацией муниципальных администраций евреи правительств Волыни и Подолья были избраны в состав мировых судей в количестве половины от общего числа советников. В 1802 году новый губернатор этих провинций просил Сенат предписать, чтобы евреи избирались в городские советы только в пределах одной трети от всего числа советников и чтобы христиане и евреи избирали своих представителей по отдельности, а не совместно, как это было принято до тех пор. Сенат не только удовлетворил эту просьбу, но и распространил новое положение на все правительства, где жили евреи, несмотря на то, что не поступало никаких жалоб на якобы вредную деятельность евреев в муниципальных администрациях других правительств.
Положение евреев в литовских правительствах было несколько иным. В 1802 году им были предоставлены избирательные права, но христиане нескольких городов решительно выступили против этой уступки, и она была впоследствии отменена. С другой стороны, евреи Белостокской губернии получили право в соответствии со специальным законом без каких-либо ограничений стать членами магистратов и городских советов-в пределах половины от общего числа советников; но по каким-то неизвестным причинам впоследствии были полностью исключены из магистратуры, а в некоторых городах и из городских советов. Однако все эти ограничения носили локальный характер. Ни в постановлениях (положение) 1804 года, ни в Кодексе законов 1832 года не упомянутые ограничения, хотя оба указа о том, что еврейские представители должны носить немецкую или польскую одежду, и должны знать один из трех языков: русский, польский или немецкий.
В 1835 году были приняты новые законы, касающиеся евреев, и одно из них содержало, в частности, следующее положение: "еврейские городские классы могут принимать участие в выборах на муниципальные должности, а любые евреи, умеющие читать и писать на русском языке, могут быть избраны членами городских советов, городских советов и магистратов на тех же условиях, которые преобладают при избрании на эти должности лиц других религиозных верований. Таким образом все ограничения, действовавшие тогда, должны были стать недействительными. Против этого принятия энергично выступал князь Долгоруки, управляющий в то время правительствами Литвы, Белой России, Крыма и Минска. Он, в частности, отметил, что избрание евреев в качестве председателей советов олдерменов и мэров городов вряд ли будет допустимым, поскольку президент является председательствующим в судах, а мэр города, как представитель всего муниципалитета, обязан на открытии выборов . . . для руководства города-люди в церковь для богослужения и затем принимаются принять присягу; и что в целом избрание евреев даже в качестве членов городских магистратов и городских советов является неуместным для приличия и святости судов, где не редко присягают крестом и зеркалом; более того, судьи должны быть взяты из людей, чья целостность и честность могли бы быть гарантированы, по крайней мере, моралью, привитой им образованием и религиозными заповедями.

 

';